Жара новостей: 229
Президент новостей: 4160

Древнейший человек-«хоббит» был еще меньше, чем предполагали ученые

8 авг. 03:00   Наука и IT

Найденная на острове Флорес 700-тысячелетняя плечевая кость взрослого гоминина указывает на то, что предки Homo floresiensis были еще миниатюрнее, чем считалось ранее.

Статья в журнале Nature Communications сообщает об открытии необычайно редких ранних человеческих ископаемых на индонезийском острове Флорес. Находка, датируемая приблизительно 700 000 лет назад, включает чрезвычайно маленькую кость взрослой конечности, что проливает свет на эволюцию Homo floresiensis, так называемых «хоббитов Флореса". Останки этого вида были обнаружены в 2003 году в пещере Лянг-Буа на западе острова под руководством австралийско-новозеландского археолога профессора Майка Морвуда (1950–2013), передает naukatv.ru

Археологические данные свидетельствуют о том, что эти миниатюрные, с небольшим мозгом люди населяли Лянг-Буа еще 50 000 лет назад, в то время, когда наш собственный вид (Homo sapiens) уже давно существовал в Австралии на юге.

Происхождение загадочных людей с Флореса давно является предметом споров. Изначально выдвигалась гипотеза, что Homo floresiensis является уменьшенным потомком раннего азиатского Homo erectus. Другая теория предполагала, что «хоббит» представляет собой позднюю выжившую ветвь более древнего гоминина из Африки, такого как Homo habilis или широко известную Луси (Australopithecus afarensis).

Помимо Лянг-Буа, ископаемые гоминины до этого находились только в одном месте на Флоресе – на открытой площадке Мата-Менге, расположенной в 75 км к востоку от пещеры. Этот район, находящийся в малонаселенных тропических саваннах бассейна Со'а, ранее дал несколько ископаемых гомининов (фрагмент челюсти и шесть зубов), извлеченных из слоя песчаника, отложившегося около 700 000 лет назад.

Находки Мата-Менге, предшествующие гомининам Лянг-Буа на 650 000 лет, принадлежали как минимум трем индивидам с еще меньшими челюстями и зубами, чем у Homo floresiensis, что говорит о том, что небольшой размер тела развился рано в истории гомининов Флореса.

Тем не менее, до недавнего времени не удавалось найти посткраниальные элементы (кости ниже головы), чтобы подтвердить, что гоминины Мата-Менге были хотя бы таких же размеров, если не меньше, чем Homo floresiensis. Также было неясно, к какому именно виду принадлежат ископаемые Мата-Менге из-за отсутствия более диагностических экземпляров. Однако некоторые зубы имели промежуточную форму между ранним азиатским Homo erectus и Homo floresiensis.

Новое исследование в Nature Communications, проведенное под руководством профессора Йоуске Каифу из Токийского университета, Ивана Курниавана из Центра геологической экспертизы в Индонезии и ассоциированного профессора Геррита ван ден Берга из Университета Вуллонгона, сообщило об открытии трех дополнительных ископаемых гомининов из Мата-Менге, датированных 700 000 лет назад. Важнейшим из них является первая посткраниальная находка – дистальный стержень взрослой плечевой кости.

Цифровая микроскопия микроструктуры показала, что эта маленькая плечевая кость принадлежала взрослому индивиду. Исходя из предполагаемой длины кости, команда рассчитала рост этого гоминина примерно в 100 см, что на 6 см короче, чем у 60 000-летнего Homo floresiensis из Лянг-Буа (примерно 106 см, исходя из длины бедренной кости).

«Эта взрослая плечевая кость возрастом 700 000 лет не только короче, чем у Homo floresiensis, но и является самой маленькой верхней конечностью, известной в мировой летописи гомининов» , — отметил профессор Адам Брумм из Австралийского научно-исследовательского центра эволюции человека при университете Гриффит и соавтор статьи. «Этот крайне редкий образец подтверждает нашу гипотезу о том, что предки Homo floresiensis были чрезвычайно малорослыми; однако теперь явно, что ранние предшественники "хоббита" были даже меньше, чем мы предполагали».

Остальные два найденных зуба из Мата-Менге также маленькие по размеру, и один из них имеет форму, наиболее близкую к раннему Homo erectus с острова Ява. Это сходство не подтверждает гипотезу о том, что Homo floresiensis возник от более древнего и примитивного типа гомининов.

Всего ископаемые останки Мата-Менге теперь представляют собой 10 экземпляров, принадлежащих как минимум четырем индивидам (в том числе двум детям). Все они анатомически очень похожи на Homo floresiensis из Лянг-Буа и теперь могут рассматриваться как более старая вариация этого гоминина. Однако, в отличие от прямого предка 'хоббитов', эта ранняя форма имела менее специализированные зубы, чем их потомки.