Выборы в Молдове новостей: 5173
Акция протеста новостей: 1689
Землетрясения новостей: 500

Что делают на Балканах главы крупнейших секретных служб мира?

20 июн. 2013, 13:22   В Мире
12454 2
Фото: adevarul.ro
Непредвиденные события в Турции, кризис в Сирии и рост напряженности в Приднестровье привели в этот регион руководителей крупнейших разведок мира, говорят аналитики.

На этой неделе Румынию посетили двое самых информированных людей в мире: Николай Патрушев, глава Совета безопасности Российской Федерации, который в течение многих лет возглавлял спецслужбы России – ФСБ (бывший КГБ), и Джон Бреннан, директор ЦРУ. В начале прошлой недели в этой зоне, точнее, в Турции, был также глава Моссада Тамир Пардо.

Три визита состоялись на фоне событий, заставших врасплох даже самые крупные спецслужбы: бурные протесты в Турции, политические скандалы в Болгарии и Чехии, которые могут привести к новым политическим кризисам, и замороженный конфликт в Приднестровье, который может обостриться. Все это влияет на стратегии руководства государств в плане оценки и контроля над ситуацией в самой горячей на данный момент точке мира – Сирии, которая может привести к дестабилизации на Ближнем Востоке.

Горячая точка – Сирия

Сирия стала центром конфронтации между Россией и Западом, а после последнего саммита «Большой восьмерки», который завершился в среду в Великобритании, стало ясно, что Владимир Путин не собирается уступать слишком легко давлению Запада, призвавшего не поддерживать больше Башара Асада и позволить по крайней мере введение режима бесполетной зоны. США и их союзники не брали бы в расчет то, что говорит президент России, но теперь очутились перед лицом еще больших проблем на заднем дворе собственного дома: антиправительственные выступления в Турции, проблемы коррупции, которые затронули спецслужбы двух стран-членов НАТО – Болгарию и Чехию.

Глава ЦРУ захотел узнать из ближайших источников, что происходит в этой зоне, и обсудить различные сценарии для Сирии. Кроме того, румынские и русские спецслужбы располагают более полной информацией, чем американцы даже со всеми их спутниковыми системами наблюдения; сбор информации на территории по-прежнему широко используется этими двумя разведками, и к этому следует добавить источники, часть которых сохранились еще со времен коммунизма.

Интерес Москвы

Москва также нуждается в поддержке в лагере НАТО в том, что касается Сирии, а позиция Бухареста ближе всего к российской в отношении вооружения сирийских повстанцев. Москва почувствовала, что в связи с проблемами в Турции Румыния может сыграть важную роль в конфликте, и захотела узнать, что скажут власти в Бухаресте, даже с риском, взятым на себя Патрушевым, вновь услышать о проблеме приднестровского конфликта, считают аналитики.

Аналитик Дан Дунгачиу говорит, что визит Джона Бреннана в Румынию вписывается в нормальное русло евроатлантической и американской ориентации Румынии и является частью этого процесса. «Я не могу представить себе возможность визита Патрушева в Румынию, если бы здесь не было американской стороны в лице главы ЦРУ. Так что этот вопрос четко контролировался. Румыния не могла позволить себе встретиться непосредственно только с главой Совета безопасности России», - утверждает Дан Дунгачиу.

«В присутствии главы ЦРУ»

«Визит Джона Бреннана вписывается в нормальное русло. Американская и евроатлантическая ориентация Румынии является частью проекта. Значит, речь не о конкретных людях, а о проекте. Бреннан должен был приехать. Представьте себе, как бы прокомментировала румынская пресса (которая и так много комментировала) визит Патрушева, если бы не приехал глава ЦРУ. Такие вещи не происходят бесконтрольно. Визиты, которые они совершают, планируются очень тщательно. Так что я не могу себе представить возможный визит Патрушева в Румынию, если бы здесь не было американской стороны в лице главы ЦРУ. Следовательно, этот вопрос четко контролировался. Румыния не могла позволить себе встретиться непосредственно только с главой Совета безопасности России. Так или иначе, но я не думаю, что все в корне изменилось, на 180 градусов», – подчеркнул аналитик.

Приднестровье и ПРО – мало затронутые темы

Директор Института политических наук и международных отношений Дан Дунгачиу объяснил для издания «Adevărul», что многие переоценили визит Патрушева в Бухарест. «Г-н Патрушев, конечно, глава самой информированной службы России. Но к нам приезжали и другие официальные лица, более важные, чем Патрушев. Двусторонние отношения между Румынией и Россией не могут быть разрушены. Они могут стать более тесными, конечно, никто не имеет ничего против этого, но не знаю, как могут разрешиться очень важные и сложные вопросы повестки дня двух стран. Например, вопрос о румынской казне – что будет с ней, вопрос отношений с Молдовой или восприятие Молдовы, проблема газа», Директор Института политических наук и международных отношений – говорит Дунгачиу. Что касается противоракетного щита, Дан Дунгачиу считает, что вопрос о противоракетной обороне Российская Федерация обсуждает с другими структурами: с Америкой, НАТО. «Это не является вопросом двусторонних обсуждений. Так что противоракетный щит – это проблема, которую россияне обсуждают с Вашингтоном. Повторю: одно дело – вопросы глобальной безопасности, и другое – двусторонние отношения Бухареста с Москвой. И повестка дня настолько насыщена, так что я не считаю, что мы должны быть столь оптимистичны. Я не думаю, что Румыния изменит свою стратегическую ориентацию после 2014 года, независимо от того, кто будет президентом. Поэтому, если мы рассматриваем вопрос о двусторонних отношениях как зависящий от конкретных лиц, тогда мы очень наивны», – подчеркнул аналитик. Он говорит, что и замороженный конфликт в Приднестровье не был важным пунктом обсуждения.

«Очевидно, что они высказали какие-то мнения или точки зрения на приднестровскую проблему. Но в принципе, идея в этом вопросе ясна: любое сближение Республики Молдова с европейским пространством предполагает обеспечение и администрирование восточной границы Молдовы. Молдова нуждается в контролируемой восточной границе как для экономических соглашений, так и для соглашений по визовому режиму. А в настоящее время единственная граница, которую она может контролировать, хотя с административной точки зрения и не считает ее таковой, – это граница с сепаратистским регионом Приднестровья.

Это переводится следующим образом: чем больше Молдова сближается с ЕС, тем больше отдаляется от Приднестровья. И все действия, которые совершают сейчас приднестровцы, карты, или проведение линии границы, они попадают в этот контекст. Что будет делать Российская Федерация в такой ситуации, и как будет действовать Румыния? Ситуация крайне сложная. Приднестровье было создано и поддерживается, чтобы удержать Молдову вне европейского пространства. Сейчас Приднестровье, безусловно, будет использоваться. Будет ли разорвана Республика Молдова, и она войдет в Европейский Союз, или там возможно военное противостояние? Все эти вещи стоят на повестке дня и обсуждаются. Это очень важный вопрос на уровне двусторонних обсуждений между Румынией и Россией с точки зрения представлений о Республике Молдова. Это останется очень сложной проблемой», – считает политический обозреватель Дан Дунгачиу.

«Русские убеждены, что граница проходит по Днестру. Они никогда не уедут из Молдовы, не выведут свои войска из Приднестровья. И тогда, что может произойти по этому сценарию, в котором русские знают, что Днестр – это линия фронта, а Молдова поймет, как трудно приблизиться к Европейскому союзу, если Россия этого не хочет. Кишиневским властям необходимо будет принять очень важные решения.

Москва не откажется – что может сделать Москва? Признать независимость Приднестровья, поддерживать конфликт между Молдовой и Приднестровьем. Никто не хочет этого, но я думаю, что Брюссель также понимает, что для Молдовы сблизиться с ЕС вместе с Приднестровьем очень трудно. И, может быть, цена, которую Республика Молдова должна заплатить за европейскую интеграцию, – это отказ, пусть даже временный, от Приднестровья, подобно тому, как Сербия, вероятно, откажется от Косово для продвижения в направлении ЕС», – считает специалист в сфере геостратегии Дан Дунгачиу.

Глава Моссада в Турции

Но первым, кто прибыл в этот регион, был глава Моссада Тамир Пардо, хотя отношения между Израилем и Турцией не нормализовалась полностью. Визит в Анкару 10 июня директора Моссада означает возобновление стратегического сотрудничества в области информации между секретными службами двух стран после трехлетнего перерыва, пишет израильское агентство Debka file. Пардо провел переговоры со своим коллегой, государственный секретарем Хаканом Фиданом, и, как сообщает турецкая газета «Hurryet», директор Моссада просил и о встрече с премьер-министром Турции Реджепом Тайипом Эрдоганом, но нет никакой информации о возможной встрече между ними.

Главной темой обсуждения между руководителями разведки Израиля и Турции была ситуация в Сирии и Иране. Турки заподозрили, что иранская революционная гвардия и сирийская военная разведка al Muhaberat действуют против Турции. Обсуждалась и гипотеза возможного влияния иностранных сил на протесты в Турции. Несколько дней назад премьер-министр Эрдоган обвинил «иностранных финансовых олигархов и евреев» в подрыве экономики Турции.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Используете ли вы искусственный интеллект в своей работе/учебе?