X 
Выборы в Молдове новостей: 5143
Жара новостей: 233
Президент новостей: 4151

Евросоюз может отложить ассоциацию Украины еще на два года

15 ноя. 2013, 20:20   Политика
14918 4
Фото: modernukraine.eu
Ксения Флоря

Бывший президент Польши Александр Квасьневский, на протяжении двух лет вместе с экс-председателем Европарламента Пэтом Коксом, мониторивший Украину на предмет подготовки к ассоциации с Евросоюзом, не исключает, что процесс евроинтеграции Киева может затянуться еще на два года. В среду на пресс-конференции в Брюсселе он заявил, что шансы на подписание Украиной соглашения об ассоциации составляют 50 на 50.

“Не подписание в Вильнюсе будет значить перенесение ассоциации на неопределенный срок. Можно наверняка предсказать, что никто не будет заниматься украинским вопросом, как минимум два года”, - сказал Квасьневский. Причина: выборы в Европарламент в 2014 году и формирование нового состава Еврокомиссии, и президентские выборы в самой Украине в 2015 году. “Следует помнить, что через два года ситуация уже будет другой, причем нельзя утверждать, что лучше, чем сейчас”, - предупредил Квасьневский.

Польская газета “Rzeczpospolita” со ссылкой на собственные источники в Брюсселе пишет, что в вопросе подписания соглашения с Украиной европейские страны разделились на три группы. Польша, Великобритания и государства Центральной Европы хотят подписания, несмотря ни на что. Германия, Нидерланды и Швеция настаивают на освобождении Тимошенко, а Франция и государства Южной Европы не имеют собственной точки зрения на это дело. “В зависимости от того, кто отстоит свое мнение, будет зависеть решение в Вильнюсе”, - заявил один из собеседников польского издания на условиях анонимности.

Метания Украины

Свой окончательный вердикт о том, будет ли подписано соглашение об ассоциации с Украиной на саммите в Вильнюсе, Совет министров иностранных дел ЕС намеревался озвучить в понедельник, 18 ноября. К этому времени Киев должен был выполнить настоятельные рекомендации Евросоюза. Миссия Кокса-Квасьневского дала недельный срок, за который Верховная рада должна была принять законопроекты из “европейского пакета”: о реформе прокуратуры, о реформе избирательного законодательства и о возможности лечения заключенных за рубежом, позволяющий Юлии Тимошенко выехать за границу. Однако заседание Рады на этой неделе закончилось безрезультатно.

В четверг три оппозиционные фракции украинского парламента обратились к Евросоюзу с призывом дать Киеву еще один шанс для выполнения выдвинутых требований: “не принимать на своем заседании 18 ноября окончательное решение о невозможности подписания Соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС на саммите “Восточного партнерства” в Вильнюсе, и оставить Украине шанс выполнить необходимые для подписания условия в любое время до проведения саммита”. Так что не исключено, что в понедельник окончания этой истории мы еще не увидим.

Украинские политологи выдвигают разные версии дальнейшего развития событий. Одни говорят, что Янукович тянет время, чтобы заставить Евросоюз согласиться на подписание соглашения об ассоциации без решения вопроса по Юлии Тимошенко. Другие считают, что украинский президент подпишет помилование Тимошенко в последний момент, накануне саммита – чтобы опальная бывший премьер не успела выехать на лечение за границу. Но формально требования ЕС при этом будут исполнены. Третьи сходятся на том, что Янукович просто тянет время, а причину этого стоит искать в его закрытых переговорах с Путиным.

По четвертой версии Киев, с полного ведома еврочиновников, специально срывает подписание соглашения об ассоциации в Вильнюсе для его переноса на более поздний срок, потому что Евросоюз пока не нашел механизмы компенсации финансовых потерь украинской экономики от возможного разрыва торговых и экономических связей с Россией.

Частично эту версию подтвердил и сам Виктор Янукович. На днях, ссылаясь на “исследования наших ученых”, он заявил, что для модернизации украинских предприятий под технический стандарт ЕС необходимо от 100 до 500 млрд долларов инвестиций. У Украины для этого нет ни денег, ни времени. А Европейский союз готов выделить Киеву только 610 млн евро макрофинансовой помощи, и то лишь при условии возобновления сотрудничества с МВФ.

Украинский премьер Николай Азаров на этой неделе тоже пожаловался на дороговизну евроинтеграционного процесса. Он сказал, что Украина не может отказаться от сотрудничества с Россией, потому что нет источников компенсации потерь от такого шага. Впрочем, не исключено, что подобными заявлениями официальный Киев просто пытается выбить из Брюсселя как можно больше средств в обмен на подписание соглашения об ассоциации.

Одновременно на Украину продолжает давить Россия: как признал Николай Азаров после того, как с лета обострилась ситуация в торговле с РФ, Украина потеряла 25% товарооборота. За последние три недели у Виктора Януковича состоялись три встречи с Владимиром Путиным. Последняя, названная “тайной”, - в минувшие выходные. По слухам Янукович отчаянно торгуется, требуя за не подписание соглашения об ассоциации с ЕС своей поддержки на президентских выборах 2015 года.

Давление на официальный Киев оказывает и часть украинского бизнес-сообщества. Во вторник Украинский союз промышленников и предпринимателей (УСПП) и Федерация профсоюзов Украины (ФПУ) направили письмо с требованием срочной встречи с президентом Януковичем. Причина такой срочности – убытки, которые украинская экономика терпит от резкого ухудшения торговых отношений с Россией.

По данным УСПП, спад производства в машиностроении в январе-сентябре составил 13,6%, в химической промышленности — 19,6%. Из-за того, что Москва приостановила закупки вагонов, говорится в письме, близки к остановке производства “Азовмаш”, Стахановский вагоностроительный завод, “Днепровагонмаш”, Крюковский вагоностроительный завод.

В среду на заседании правительства премьер Азаров объявил: “Можно сказать, что это (разворот к России) - приказ власти от реального сектора экономики. Промышленники и предприниматели именно с решением этой проблемы прямо связывают возможность преодолеть негативные тенденции. Хочу, чтобы все на Украине осознали: нам никто не предложил и не предложит компенсации за потерю российского рынка. А мы не имеем права допустить, чтобы закрывались предприятия, чтобы наши люди оставались без зарплат и пенсий".

Так что украинская эпопея, судя по всему, будет продолжаться вплоть до Вильнюсского саммита: ЕС дальновидно продлил миссию Кокса-Квасьневского до 29 ноября. А исход этих метаний будет зависеть от того, кто больше предложит или сильнее надавит на Киев.

Глазьев сказал, что соглашение подписано не будет

О том, что в Вильнюсе соглашение Украины с ЕС об ассоциации подписано не будет, советник президента РФ по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев заявил в интервью российскому журналу “Эксперт” на следующий день после “тайной” встречи Януковича с Путиным в Москве.

Хотя еще в сентябре в прямом эфире “Эха Москвы”, ссылаясь на одного очень информированного человека в Киеве, Глазьев говорил, что подписание состоится, потому что у правящей верхушки Украины “счета за рубежом, у них там дома, имущество, капиталы. Знающие люди им показали, что эти счета известны. Есть такая процедура – борьба с отмыванием незаконно полученных доходов. Инструменты борьбы с незаконно полученными доходами будут в отношении украинского политического истеблишмента применены по полной программе”. Так что же такого произошло в выходные на переговорах Путина и Януковича, что советник российского президента так уверен в результате?

Сергей Глазьев утверждает, что в случае подписания соглашения об ассоциации с ЕС Украине грозит дефолт уже в 2014 году, поскольку Россия прекратит свое кредитование. “А сегодня украинский платежный баланс во многом подкрепляется российскими кредитами и российскими прямыми инвестициями: доля российского бизнеса в прямых инвестициях иностранного капитала составляет половину, в шесть раз превышая немецкую долю”, - заявил он на Родосском форуме.

По словам Глазьева, если все это резко остановится, дефолт Украины неизбежен. Как следствие – неизбежность смены власти. “Придут другие люди, будет серьезная социальная, политическая дестабилизация. Мы в этом не заинтересованы”.

По мнению советника российского президента, в Украине объективные причины нивелируются субъективными факторами украинского политического процесса. “Если говорить объективно, то участие Украины в Таможенном союзе дает возможность улучшить условия торговли на $9 млрд. Сегодня у них дефицит платежного баланса как раз и составляет эти $9 млрд. Если они вступают в Таможенный союз - получают газ, нефть, не платят таможенные пошлины, их агропромышленный комплекс получает доступ на наш рынок без барьеров. Это и есть 9 млрд каждый год. Для них это возможность обрести устойчивость. Потому что у них сейчас хронический дефицит, и они из него выбраться не могут. Создание зоны свободной торговли с ЕС для Украины - это минус 1,5% ВВП. Это еще большее ухудшение конкурентоспособности украинской экономики”.

Украина сейчас, считает советник российского президента, сама себя загоняет в ловушку. На стабилизацию экономики после дефолта по его расчетам, ей потребуется 35 млрд евро, на адаптацию Украины к европейским техническим нормам регулирования – как минимум 100 млрд. евро. “Это авантюра, которая повлечет, по сути, банкротство целых отраслей украинской экономики, которые не смогут поставлять свою продукцию даже на украинский рынок, потому что она не будет соответствовать европейским техническим регламентам”.

Тем не менее, украинская властвующая элита продолжает дрейфовать в сторону ЕС. По мнению Сергея Глазьева, этому есть несколько причин. Во-первых, на Украине господствующие посты занимают олигархи, кредитование которых осуществляется из-за рубежа: “Они давно уже пересели на европейские банки, и европейский финансовый рынок является для них основой кредитования. Европейский рынок является для них главным сбытом металлургии и химии. Потому что олигархи там – это не нефть и газ, олигархи там химико-металлургические. И интересы этой олигархии тесно связаны с Европой”.

Во-вторых, считает Глазьев, в условиях Украины “большую роль играет внешнее влияние со стороны американцев и европейских структур, которое осуществляется через общественные организации и фонды. Западные структуры стабильно в течение 20 лет подкармливают украинскую интеллектуальную элиту. В итоге на одну публикацию в пользу нашей интеграции приходится примерно 100 против. Вот такое соотношение – один к 100”. В-третьих, утверждает Сергей Глазьев, украинские телеканалы контролируются людьми ангажированными, причем “не просто финансовыми интересами, но и, возможно, американскими и европейскими спецслужбами. То есть ключевое СМИ – украинское ТВ работает по антироссийскому заказу. Оно даже не прозападное, а антироссийское”.

Страшный сон Штефана Фюле

Если Украина в Вильнюсе все-таки не подпишет соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с ЕС, по сути, это станет провалом Вильнюсского саммита, да и всего проекта Евросоюза “Восточное партнерство”. Данный проект в 2009 году создавался для того, чтобы политически и экономически привязать шесть постсоветских государств (Азербайджан, Армению, Белоруссию, Грузию, Молдову и Украину) к Евросоюзу, не обещая им членства в ЕС.

Но ввиду политической специфичности Белоруссии и Азербайджана, эти страны попали в т.н. бесперспективную группу. Зато Украина, Грузия и Молдова оказались более пластичным материалом в руках европейских “скульпторов”. Киев, к примеру, оказался более расторопным в вопросе экономической интеграции, парафировав соглашение об ассоциации и ЗСТ с Евросоюзом еще в марте 2012 года. Зато Молдова в вопросе выполнения Плана действий по либерализации визового режима с ЕС продвинулась куда дальше, чем ее соседка. РМ сейчас находится на последнем этапе реализации второй, заключительной фазы Плана действий, в то время как Украина пока не выполнила условия даже по первому блоку. Например, Киев так до сих пор и не принял закон о недискриминации сексменьшинств, без которого о либерализации визового режима даже не стоит и мечтать.

Предполагалось, что на саммите в Вильнюсе Украина подпишет, а Молдова, Грузия и Армения парафируют соглашения об ассоциации и зоне свободной торговли с Евросоюзом. Это бы стало большим геополитическим успехом Европейского союза, который без каких-либо обязательств и уступок распространил своё влияние на новые территории, получил новые рынки сбыта и изолировал Россию от трех из одиннадцати государств-членов СНГ. Как обронил на пресс-конференции в Брюсселе Александр Квасьневский, “речь идет о геополитической битве, в которой решается будущее целой Европы, Украины, ЕС и России”.

Но Российская Федерация не стала ждать, когда кто-то за неё определит ее будущее. Сначала из плана Евросоюза по расширению влияния выпала Армения, объявившая о намерении вступить в Таможенный союз и об отказе что-либо подписывать в Вильнюсе. Теперь (не без жёсткого экономического прессинга со стороны России) юлит Украина. И если ее ассоциация действительно будет отодвинута на два года, это станет геополитическим успехом России, потому что через два года, как точно подметил Александр Квасьневский, “ситуация уже может быть другой”.

При таком раскладе, планировавшийся как победоносный, саммит “Восточного партнерства” в Вильнюсе фактически провалится, потому что Грузия уже давно находится в сфере влияния Евросоюза и США, а Молдова – это геополитически и экономически игрок не крупный. Нынешнему составу Еврокомиссии, особенно еврокомиссару по вопросам расширения и политике добрососедства Штефану Фюле, есть отчего схватиться за голову. Потому что после европейских выборов придется отвечать на неприятный вопрос “На что были потрачены 2,8 млрд. евро для реализации программы “Восточное партнерство” в Украине и Молдове, более 2 млрд. из которых было выделено на содействие Украине?”.
0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

Используете ли вы искусственный интеллект в своей работе/учебе?