X 
Выборы в Молдове новостей: 5135
Жара новостей: 229
Президент новостей: 4161

ЛДПМ выдвинула в премьеры “человека из бизнеса”

14 фев. 2015, 09:15   Политика
12510 5

ЛДПМ выдвинула в премьеры “человека из бизнеса”
Фото: report.az

Ксения Флоря

Либерально-демократическая партия приняла решение о выдвижении нового кандидата в премьер-министры. Это - бывший гендиректор компании “Moldcell”, а теперь генеральный директор азербайджанского “Azercell Telecom” Кирилл Габурич. Пресловутый “человек из бизнеса”, на котором так настаивали коммунисты.

В экспертном сообществе заговорили о выстраивании интересной комбинации. Габурич – довольно близкий Владимиру Филату человек, уже почти три года руководит азербайджанским лидером рынка мобильных технологий. Председатель Партии коммунистов Владимир Воронин через родственные отношения тоже связан с азербайджанским бизнесом. Так что голоса коммунистов у кандидата в премьеры Габурича практически в кармане.

Операция “комбинация”

О том, что Юрию Лянкэ не дадут стать премьер-министром, политические аналитики стали говорить сразу же после парламентских выборов. Лянкэ-премьер не выгоден Владимиру Филату. Боливар, то есть Либерально-демократическая партия – политическое детище Филата, уже не выдерживает двоих.

После получения поста премьер-министра в условиях жесткого противостояния Филата и Плахотнюка, амбиции Юрия Лянкэ, включая политические, резко возросли. Перед парламентскими выборами Лянкэ прямо заявил, что именно он, а не Филат, должен возглавить избирательный список ЛДПМ. “Мы должны решить это в партии, учитывая такие показатели как рейтинг, имидж, исполнительность и т.д.”, - объявил он в эфире одного из телеканалов.

Утверждается, что по разработанному тогда плану, Юрий Лянкэ не только должен был возглавить предвыборный список ЛДПМ, но и провести на первые позиции в нем своих людей, отодвинув представителей команды Филата вглубь списка. Частично – под предлогом “в предвыборный список ЛДПМ не должны быть включены коррумпированные люди” - Лянкэ удалосьэто реализовать.

После парламентских выборов началась битва за премьерство. Сначала Владимир Филат, прекрасно понимая, чем ему грозит очередное возвышение Лянкэ, любыми способами пытался не допустить его выдвижения в премьер-министры. В том числе, пытаясь склонить на свою сторону региональных лидеров ЛДПМ, воспользовавшись тем, что Юрия Лянкэ в это время не было в стране – он отправился в Брюссель заручиться поддержкой чиновников Евросоюза и принять участие в саммите Европейской народной партии.

Тогда Лянкэ пошел ва-банк, объявив о том, что им было отдано распоряжение о проведении (с привлечением международных компаний) расследования в банковской системе РМ, особенно в Banca de Economii. И Филат, как тогда казалось, сдался – ЛДПМ все-таки выдвинула кандидатуру Лянкэ на пост премьер-министра.

Экспертное сообщество предположило, что здесь не все так чисто. Что Филат, на самом деле, готовит уничтожение Лянкэ, заручившись поддержкой руководства Демпартии. И что разыгрывается комбинация, при которой президент по представлению ЛДПМ выдвигает Лянкэ в качестве кандидата на пост премьер-министра. Но при голосовании в парламенте его кандидатура не набирает необходимого количества голосов. Тогда выдвигается новый кандидат, а у Филата никаких обязательств перед Лянкэ больше не имеется – он сделал, все что мог.

Как показали события этой недели, операция по нейтрализации действующего премьер-министра, была разыграна, как по нотам. В качестве разводного ключа была использована Партия коммунистов, которая, как выразился один из политологов, “поймала Лянкэ на живца”. В среду, 11 февраля, состоялась встреча кандидата в премьер-министры с партактивом ПКРМ. Коммунисты радушно приняли Юрия Лянкэ.

Владимир Воронин пошутил, что у него единственная претензия к кандидату– он не возложил цветы к бюсту Владимира Ильича у офиса ПКРМ. Сказал, что особых претензий к программе деятельности нового правительства не имеет. Единственное пожелание – фракция ПКРМ хотела бы ознакомиться сперсональным составом правительства Лянкэ-2, список которого к тому времени еще не был готов. В общем, накануне выражения вотума доверия кабинету Лянкэ-2 коммунисты всячески обнадеживали кандидата в премьер-министры.

Этой же линии поведения, сбивая с толку прессу и своих сторонников, фракция ПКРМ придерживалась и на заседании парламента в четверг, 12 февраля. Председатель фракции Виолетта Иванова в своей вступительной речи заявила, что ради спасения страны и остановки социально-экономического хаоса коммунисты готовы сотрудничать с партиями власти. А депутат Олег Рейдман, хоть и покритиковал программу деятельности нового правительства, очень быстро критику свернул в конструктив: “Мы надеемся, что все наши претензии к программе, как и обещал г-н Лянкэ, найдут свое отражения в других документах правительства”.

“Я думаю, что коммунисты специально до последнего подпитывали уверенность в Лянкэ и окружающих, что фракция ПКРМ все-таки проголосует за правительство – чтобы у Гимпу и либералов в последний момент вдруг не сдали нервы, и они не отдали свои голоса за кабинет Лянкэ-2”, - предположил потом политолог Богдан Цырдя.

Как итог – полный провал голосования. 42 голоса фракций ЛДПМ и Демократической партии вместо необходимых 51-го.

“Плахотнюк сдержал обещание, данное Филату о том, что Лянкэ не станет премьер-министром”, - заявил через пару часов в прямом эфире политический аналитик Алексей Тулбуре. Но дело тут не только в обещании. Лянкэ-премьер теперь не выгоден не только Владимиру Филату, но и Владимиру Плахотнюку.

Во-первых, Лянкэ – слишком зависим от Брюсселя, которого больше не устраивает имитация реформ в Молдове, особенно в судебной сфере и в органах прокуратуры. Европейские партнеры требуют от официального Кишинева конкретных результатов. Во-вторых, за полтора года премьерства, амбиции когда-то “тихого и мирного” министра иностранных дел Юрия Лянкэ резко возросли - его больше не устраивает роль марионетки, Лянкэ пытается играть свою игру. Что ярко проявилось, как во время коалиционных переговоров, так и во время консультаций о создании правительства Лянкэ-2.

Действующий премьер, например, изначально был против удобного для руководства Демпартии неофициального союза с коммунистами и создания коалиции правящего меньшинства. Лянкэ выступал за широкую проевропейскую коалицию ЛДПМ-ДПМ-ЛП. А в четверг, после провала голосования, он вышел к прессе и, заявив, что “сегодняшнее голосование является выражением политической импотенции”, сказал, что будет настаивать (!) на восстановлении “функционального альянса с либералами”.

Кроме того, Юрий Лянкэ поддержал предложение ЛП о приглашенном из-за рубежа генеральном прокуроре и даже пошел дальше, предложив приглашать из Европы и миссию судей - для рассмотрения наиболее сложных и запутанных дел. Такой “инициативный” премьер-министр для правящего тандема ДПМ-ЛДПМ слишком опасен.

Кандидат-“технократ” был согласован еще две недели назад?

После провала голосования в четверг, у либерал-демократов было два варианта: либо повторно выдвинуть в премьеры Юрия Лянкэ, либо назвать имя альтернативного кандидата.

Политические эксперты оценивали повторные шансы Лянкэ, как “минимальные” – зачем тогда нужно было разыгрывать все эти комбинации? Да и у варианта “Лянкэ – наш неизменный кандидат” лишь один шанс на успех – создание коалиции с Либеральной партией. А демократы уже ни за что не пустят либералов во власть, тем более на принципиальных условиях Михая Гимпу.

Так что наиболее вероятным вариантом развития событий было выдвижение ЛДПМ альтернативного кандидата на премьерский пост. В качестве потенциальных претендентов, наряду с именем действующего министра иностранных дел Натальи Герман, назывались имена ректора Экономической академии Григория Белостечника и бывшего гендиректора компании “Moldcell” Кирилла Габурича.

Причем из данной тройки шансы Габурича расценивались, как наиболее высокие. Во-первых, он достаточно близок к Владимиру Филату. Во-вторых, не его ли кандидатура подразумевалась, когда две недели назад лидер ПКРМ Владимир Воронин говорил, что фракция ПКРМ (“Однозначно!”) не будет голосовать за правительство Лянкэ-2 и что премьер-министром должен стать аполитичный человек, возможно, представляющий бизнес, как это сделали сами коммунисты, придя к власти в 2001 году, когда на должность премьера был выдвинут Василий Тарлев?

Так, собственно, и произошло: в пятницу вечером после заседания партактива ЛДПМ председатель Либерально-демократической партии Владимир Филат объявил, что ЛДПМ решила выдвинуть в премьер-министры предпринимателя Кирилла Габурича, генерального директора компании “Azercell Telecom” (Азербайджан).

Политические аналитики считают, что правительство альтернативного кандидата будет утверждено. Причем, в отличие от правительства Лянкэ-2, в оперативном порядке. Во-первых, “технократ” Габурич устраивает коммунистов, в том числе исходя из бизнес-соображений. Во-вторых, на этот раз не утверждение правительства грозит роспуском парламента и повторными выборами, что ни партиям власти, ни коммунистам в условиях предстоящих выборов башкана Гагаузии, а потом и всеобщих местных выборов, не нужно.

Скорее всего, в правительстве Кирилла Габурича останется костяк команды из правительства Лянкэ-1 и из списка правительства Лянкэ-2. Но некоторых изменений не избежать. Так, например, коммунисты будут выступать категорически против очередного выдвижения Майи Санду на должность министра просвещения.

Политическое будущее Юрия Лянкэ

Еще один интересный момент - как поведет себя в сложившейся ситуации Юрий Лянкэ, который не может не осознавать, что его откровенно слили.

У нынешнего премьера несколько вариантов дальнейших действий. Он, например, может громко хлопнуть дверью и “с группой товарищей” выйти из ЛДПМ. И либо приступить к формированию и раскручиванию нового политического проевропейского проекта, либо возглавить Либерал-реформаторскую партию, в которой уже состоит бывший министр финансов и бывший член ЛДПМ Вячеслав Негруца.

С одной стороны, у такого политического проекта есть все шансы на успех. Во-первых, ему гарантирована поддержка европейцев, потому что за время премьерства Юрий Лянкэ уже показал себя, как прогрессивный, проевропейский политик, не желающий быть “марионеткой в руках олигархов” и жаждущий реальных реформ и перемен. Во-вторых, на фоне провала голосования правительства Лянкэ-2 действующий премьер-министр может обрести в глазах европейцев образ мученика, жертвы “коалиции трех Владимиров”.

Однако самостоятельное политическое плавание – штука достаточно непредсказуемая. Да, у Лянкэ сейчас высокий личный рейтинг. Но заработан он не благодаря личным качествам, а благодаря должности премьер-министра. Лянкэ – не харизматик, и как только он потеряет премьерский пост, его рейтинг резко пойдет вниз. Вряд ли Юрий Лянкэ сумеет составить реальную политическую конкуренцию как Владимиру Филату, так и Михаю Гимпу (если все-таки возглавит ЛРП).

Второй вариант дальнейших действий Юрия Лянкэ – провоцирование глубокого раскола во фракции ЛДПМ и в самой партии. Для этого Лянкэ и его сторонникам нужно затаиться, остаться в парламенте в качестве рядовых депутатов и “подтачивать” позиции Филата изнутри. Ведь проевропейски настроенные избиратели ЛДПМ могут и не простить Владимиру Филату сотрудничества с коммунистами, от которых еще пару лет назад он обещал избавить Молдову.

А пока оскорбленный в лучших чувствах Юрий Лянкэ уже вышел на тропу войны. Как сообщило агентство “Инфотаг”, в пятницу, 13 февраля, на заседании руководства ЛДПМ и Политического бюро партии “обнажились разногласия между председателем ЛДПМ Владимиром Филатом и его первым заместителем Юрием Лянкэ”. Лянкэ уже публично объявил, что не собирается отдавать свой голос за правительство миноритарного альянса, потому что “не готов идти в коалицию с коммунистами”.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

Используете ли вы искусственный интеллект в своей работе/учебе?