X 
Выборы в Молдове новостей: 5195
Акция протеста новостей: 1700
Землетрясения новостей: 501

Cтурза против Филата?

17 дек. 2013, 15:48   Политика
17889 7
Фото: noi.md
Ксения Флоря
В минувшие выходные прошел учредительный съезд Либерально-реформаторской партии, оформивший окончательный развод “группы Хадыркэ” с “истинными” либералами Михая Гимпу.

Перед съездом ЛРП ходило множество слухов. Например, что ее председателем может стать бывший лидер Альянса “Молдова ноастрэ” Серафим Урекян. К такому выводу еще осенью пришел “истинный” либерал Валериу Мунтяну, когда выяснилось, что “семь гномов&Ко нашли себе пристанище в бывшем здании АМН”.

Но обошлось без сюрпризов. Председателем Либерально-реформаторской партии в ходе тайного голосования был избран Ион Хадыркэ. За него проголосовало 969 делегатов, в то время как за его единственного конкурента – министра обороны Виталия Маринуцу – 305.

Сюрприз был в другом. Съезд либералов-реформаторов в числе специальных гостей неожиданно посетил бывший премьер-министр Ион Стурза, который не только пропел хвалебную оду “смелым действиям семерых депутатов-либералов, которые в самый решающий для нашей страны момент спасли европейский курс Молдовы, иначе РМ находилась бы сейчас совершенно в другом месте”, но и публично объявил, что у него тоже имеются “политические амбиции”.

Теперь в экспертной среде гадают, как стоит понимать появление до сих пор тяготевшего к правому центру и отличавшегося достаточно сдержанной позицией Иона Стурзы на съезде радикальной партии правого толка, какой является ЛРП, и которая провозгласила своими целями вступление в ЕС, НАТО, осуждение “преступлений тоталитарного режима”, вывод российских миротворцев и смену миротворческого формата, а также максимально возможное сближение с Румынией. И стоит ли за этим нечто большее, чем вежливые расшаркивания политиков на учредительном съезде новой партии?

Спецмиссия Иона Стурзы?

По одной из версий, Либерально-реформаторская партия создана не столько, как конкурент Либеральной партии Михая Гимпу (все-таки правый сегмент достаточно ограничен, и не превышает 10%), сколько как конкурент Либерально-демократической партии Владимира Филата.

Филата в Румынии считают достаточно “неблагонадежным политиком”: по слухам, он сворачивает свой бизнес в соседнем государстве. Сразу после Вильнюса, и на днях в прямом эфире, лидер ЛДПМ жестко раскритиковал унионистские заявления Траяна Бэсеску, заявив, что навязчивые мечты президента Румынии об объединении ставят под угрозу европейскую интеграцию нашей страны.

Более того, лидер ЛДПМ объявил, что не верит в существование двух румынских государств, а верит в независимое государство Республика Молдова. О “несвоевременной дискуссии” по поводу названия государственного языка Филат “сожалеет”, поскольку она, по его словам, может негативно сказаться на приднестровском урегулировании. Хотя еще полтора года назад, посещая лицей им. Спиру Харет в качестве премьер-министра, Владимир Филат объявил ученикам, что скоро молдавский язык канет в лету и в Конституции РМ будет заменен на румынский.

По словам одного из аналитиков, в последнее время Бухарест уделяет слишком пристальное внимание ситуации в Республике Молдова. Траян Бэсеску в преддверии саммита в Вильнюсе громко объявляет, что следующим национальным проектом Румынии станет объединение с Молдовой для “воссоединения” страны.

Вслед за этим появляется информация, что в парламенте Румынии разрабатывается график поглощения территории РМ, правда в итоге эта законодательная инициатива отклоняется, так как на осуществление проекта объединения необходимы финансовые затраты, которых у Румынии пока нет. Конституционный суд РМ 5 декабря, превысив свои полномочия, принимает решение о том, что государственным языком РМ является румынский.

В общем, как говорят эксперты, “для румынской стороны этот год был чрезвычайно удачным в вопросе приближения Молдовы к Румынии”. Однако внутриполитическая ситуация в РМ развивается совсем не так, как хотелось бы Бухаресту: в обществе растет недовольство правящей коалицией, ПКРМ наступает, растет число сторонников евразийской интеграции.

“Поэтому для Румынии становится весьма актуальным лозунг “сейчас или никогда”, потому что в Бухаресте прекрасно понимают, что будет, если к власти вернется Партия коммунистов. Румынии нужны в Молдове надежные, прикормленные политики. Лояльность Плахотнюка обеспечивают его завязанные на Румынии бизнес-интересы. А вот Филат в последнее время стал “неблагонадежным”. Поэтому я не исключаю, что из Либерально-реформаторской партии при активном, в том числе и спонсорском участии Румынии, будут лепить конкурента ЛДПМ”, - заявил в интервью NOI.MD один из политических аналитиков.

Но для того, чтобы данный политический проект выстрелил, ему нужен харизматичный лидер, а также значительные финансовые ресурсы. Ион Хадрыкэ таким магнетизмом не обладает: “Это не тот человек, за которым пойдут массы. Как, собственно, и г-жа Гуцу, известная своими радикальными и нетактичными высказываниями”.

Поэтому не исключено, что по мере развития политического проекта под названием “Либерально-реформаторская партия”, к нему будут подключены более яркие и узнаваемые политперсоны. В том числе Ион Стурза, вокруг которого может сплотиться часть молдавского и румынского бизнеса, обеспечив ЛРП необходимыми для ее развития средствами.

Но если вдруг план с “санитарным кордоном” лояльных партий не пройдет и на приближающихся парламентских выборах ПКРМ все-таки получит парламентское большинство, Бухарест, по мнению нашего собеседника, может задействовать несколько запасных вариантов. Например, использовав уже проявивший себя Конституционный суд, который “вдруг” может не признать итоги выборов, обнаружив множество нарушений в ходе голосования.

Или прибегнуть к “плану Б” – президенту Тимофти, который “вдруг” откажется выдвинуть в премьер-министры кандидатуру, предложенную коммунистами, спровоцировав тем самым кризис и взрывоопасную ситуацию в стране.

Хадыркэ+Стурза vs Гимпу

По мнению политического аналитика Игоря Боцана, Либерально-реформаторская партия вряд ли станет “бодаться” с ЛДПМ Владимира Филата – все-таки силы не равны.

“Я думаю, что основным политическим конкурентом либералов-реформаторов все же будут “истинные” либералы Михая Гимпу. Это, если хотите, уже дело чести. Недаром перед своим учредительным съездом депутатская группа г-на Хадыркэ демонстративно указала г-ну Гимпу на дверь, выведя его из состава Постоянного бюро парламента. А за неделю до этого Михай Гимпу был исключен из делегации парламента РМ в Парламентской Ассамблее НАТО”, - заявил Игорь Боцан.

По его мнению, либеральные реформаторы сейчас испытывают затруднения с определением своей идентичности: “Они пытаются найти свою политическую нишу, а Ион Стурза – это гарант умеренности либералов-реформаторов. Думаю, что г-н Стурза мог бы стать “олигархом” ЛРП. Сейчас это такой тренд – в каждой партии должен быть свой олигарх. Но он, скорее всего, будет “умным олигархом”: не станет светиться, а будет продвигать определенные интересы из-за кулис. Это уже другой, более высокий уровень”.

Игорь Боцан считает, что свою тактику в противоборстве с “истинными” либералами, Либерально-реформаторская партия будет выстраивать, опираясь на три основных компонента. 1) Именно семь депутатов во главе с Ионом Хадыркэ, отколовшись от либералов, спасли европейский вектор страны. Потому что Либеральная партия своими действиями и своей принципиальностью весной активно вела дело к досрочным парламентским выборам, после которых не известно, как бы развивалась ситуация. Достаточно вспомнить, кто был автором запроса, на основании которого Конституционный суд в апреле постановил, что Владимир Филат не может исполнять обязанности главы правительства и быть кандидатом на должность премьер-министра.

2) Именно благодаря активным действиям либералов-реформаторов (в первую очередь Анны Гуцу), Конституционный суд “восстановил историческую справедливость”, объявив румынский язык государственным языком РМ. Это сделали либералы-реформаторы, а не Михай Гимпу, который успел побывать председателем парламента, и.о. президента, но практически ничего не сделал для “решения языкового вопроса”. А только пытался “подмазаться” к славе либералов-реформаторов, занявшись “плагиатом” и направив в КС запрос, аналогичный запросу Анны Гуцу о вынесении заключения по ст. 13 Конституции по поводу названия государственного языка относительно соответствующих положений Декларации независимости РМ.

3) ЛРП является первой в политической истории Республики Молдова правящей партией, которая провела выборы своего председателя тайным голосованием, не на словах, а на деле продемонстрировав свою приверженность демократическим ценностям. То есть, ЛРП – это по-настоящему европейское и демократичное политформирование, в отличие от подавляющего большинства молдавских партий, по-прежнему остающихся авторитарными структурами. Как Либеральная партия, руководимая Михаем Гимпу.

В общем, считает Игорь Боцан, Либерально-реформаторская партия сейчас будет целенаправленно делать ставку на свою умеренность и “мессианство”, а Ион Стурза эту умеренность ей гарантирует, заодно поддерживая ЛРП финансами.

Ищу партию. Недорого…

У политолога Богдана Цырди иная точка зрения. Во-первых, считает он, вряд ли ЛРП будет рядиться в умеренные одежды. Наоборот, в ее интересах проводить агрессивную рекламную кампанию: “Сейчас главная цель реформаторов – отбить у Гимпу сторонников и электорат. Поэтому вся их игра построена на радикальных моментах. Одна история с румынским языком в Конституционном суде чего стоит”.

Во-вторых, считает политолог, Ион Стурза пока никак не связан с Либерально- реформаторской партией, а на учредительный съезд пришел исключительно с ознакомительной целью, потому что находится в активном поиске политического проекта, в котором мог бы поучаствовать и продвинуться в структуры власти.

“Я не думаю, что Бухарест направил Иона Стурзу поднимать ЛРП. “Бухарест” – понятие растяжимое. Это, как минимум, две крупные политические группировки – группировка Бэсеску, которая активно повязана с Либеральной партией Гимпу и будет и дальше ставить на ЛП, и группировка Понты, которая не так сильно повернута на унионизме”.

Кроме того, у Иона Стурзы, по словам Богдана Цырди, нет наработанного рейтинга: “Наоборот, многие в Молдове до сих пор помнят, к какому социально-экономическому коллапсу и преддефолтному состоянию привело страну его правительство. Г-н Стурза может представлять для какого-нибудь политического проекта только финансовую, но никак не политическую ценность. Он – бизнес-фактор, вокруг которого могут сплотиться некоторые молдавские и румынские бизнесмены”.

“Я не думаю, что Ион Стурза – это тот человек, который будет активно участвовать в партийном строительстве. В том числе своими личными финансами. Если вспомнить, как начинала строиться ЛДПМ в 2007 году, то поначалу это происходило на личные средства Владимира Филата: он обеспечил районные парторганизации компьютерами и прочей оргтехникой, подарил секретарям партячеек автомобили “Дачия Логан”. Сомневаюсь, что г-н Стурза может поступить аналогичным образом”, - считает Богдан Цырдя.

По его словам, Ион Стурза сейчас активно ищет политическую площадку, которая приведет его к власти. Поэтому “цель его прихода на учредительный съезд Либеральной реформаторской партии – подать сигнал, что у него есть желание, есть политические амбиции, он готов участвовать в каком-нибудь политическом проекте и ждет ответного сигнала от любых правых партий – от правоцентристских до праворадикальных”.
0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Используете ли вы искусственный интеллект в своей работе/учебе?