X 
Выборы в Молдове новостей: 5185
Акция протеста новостей: 1747
Землетрясения новостей: 505

Парламент опять бьет по своим

15 фев. 2014, 10:10   Экономика
7693 1
Фото: noi.md
Правительство Молдовы вняло (вняло ли?) многочисленным обращениям и доводам экономических агентов сельскохозяйственного сектора экономики и снизило на 2014 год процентную ставку НДС с 20 до 8 процентов. Парламент законодательную инициативу поддержал и утвердил. Они даже выдержали давление миссии МВФ. Более того, министр экономики Валерий Лазэр предлагает сохранить 8-процентную ставку НДС на сельхозпродукцию по меньшей мере еще на три года, аргументируя это необходимостью предоставить сельскохозяйственному сектору возможность повысить конкурентоспособность.

«Чтобы отрасль восстановилась, ей нужна поддержка по меньшей мере 3-4 года. Нужно отменить еще существующие ограничения, чтобы этот сектор стал очень привлекателен для фермеров. С другой стороны, нужно максимально заботиться о бюджетных поступлениях», - заявил глава Минэкономики.

Оставим в стороне убеждения политологов в том, что все вернется на круги своя уже в 2015 году в случае, если, не дай Бог, нынешняя правящая коалиция сумеет сохранить большинство и в следующем парламенте. Для чего, собственно, и позволили они перечить своим хозяевам из Вашингтона. И не перечить даже, а извиниться за политическую коньюктуру. Выборы на носу, а их рейтинг…

Нас же на данный момент заинтересовали весьма размытые посылы министра о необходимости «отменить ограничения» и «заботиться о бюджете»… Последние особенно трудны и даже невозможны для понимания на фоне некоторых изменений в Налоговом Кодексе (НК) республики.

Вместе с директором аудиторской фирмы «AC-AUDIT» SRL Александром Андронатий мы попытались разобраться в сути нововведений, а еще в том, действительно ли снижение ставки налога на добавленную стоимость, а в некоторых случаях и освобождение от нее, сыграют положительную роль для укрепления и развития сельского хозяйства Молдовы.

С кем и против кого дружим?!

Этот вопрос невольно возникает при прочтении изменений, внесенных с 1 января 2014 года в НК и, в частности, статьи 103, оговаривающей категории товаров, подлежащих освобождению от налога на добавленную стоимость (НДС), и, в особенности, пункта 28 про трактора и сельскохозяйственную технику. Там четко указано, что «для пользования данной налоговой льготой эти материальные активы не могут быть проданы, сданы в аренду, имущественный наем, узуфрукт, операционный или финансовый лизинг в течение трех лет со дня утверждения соответствующей таможенной декларации или выдачи налоговой накладной». В случае нарушения этих требований «до истечения трехлетнего срока НДС исчисляется и уплачивается с их входной стоимости».

И что теперь делать экономическим агентам республики Молдова, которые занимаются производством или поставками готовой сельхозтехники и комплектующих изделий, с последующей сборкой ее в республике? Если читать это изменение буквально, то абсолютно понятно, что «работать» оно будет в пользу зарубежному дилеру, но в ущерб родному. Исходя из положений п.28 ст.103 НК отечественный дилер, который представляет интересы производителя сельхозтехники, потеряет часть дохода и, соответственно, от него уменьшатся поступления в бюджет республики.

Фактически, при продаже сельхозтехники и некоторых комплектующих к ней, экономический агент не имеет права на зачет ранее уплаченного НДС. Это исходит из положений второго пункта 102 статьи НК, которое гласит, что «уплаченная или подлежащая уплате сумма НДС на приобретаемые товарно-материальные ценности, услуги, которые используются для поставок, освобожденных от НДС, не подлежат зачету и относится на затраты или расходы». Тем самым растет себестоимость произведенного сельхозоборудования у производителя, или оборудования, импортированного дилером для реализации в республике.

А теперь, «господа кроты» (помните мультик про Дюймовочку?!), давайте посчитаемся. Завез дилер, к примеру, комбайн стоимостью, условно, в 1 миллион леев, уплатил импортные пошлины и НДС на импорт (+ 200 тысяч леев), который включит в себестоимость, заложил минимально возможную прибыль в конечную цену и предложит фермеру комбайн (без НДС) уже за без малого 1,5 млн. леев. Чем сразу же выполнил мечты господина Лазэра «отменить еще существующие ограничения, чтобы этот сектор стал очень привлекателен для фермеров» и «максимально заботиться о бюджетных поступлениях».

Можно не сомневаться: нововведения значительно сократят количество импортеров сельхозтехники и комплектующих изделий, как и число фермеров, мечтающих приобрести необходимую технику и оборудование и, тем самым, сделать конкурентоспособной на европейском рынке свою продукцию.

И все это на фоне беспрестанных заявлений членов правительства различного ранга о необходимости сохранения очагов промышленности и развития новых. В первую очередь, а других-то и нет, пострадают «ATC – Agrotehcomerț» SA (бывшая «Молдсельхозтехника») и «Agromașina» SA. Про создание новых рабочих мест при такой фискальной политике говорить не приходится: и те, что есть исчезнут.

Да и сами фермеры вряд ли кинутся теперь поодиночке за рубеж в поисках нужного им трактора или инвентаря к ним.

Так может, стоит вернуться к прежним правилам, когда импортную пошлину можно было взять в зачет? Вопрос не из легких, но требующий незамедлительного решения.

Но на этом вопросы не заканчиваются.

Для пользования льготой п.28 ст.103 НК нельзя данное имущество отчуждать «в течение трех лет со дня утверждения соответствующей таможенной декларации или выдачи налоговой накладной». Однако если поставка освобождена от уплаты НДС, то откуда налоговая накладная, ведь товар отписывается просто по накладной?

И чтобы таможенники не скучали, им придется в течение трех лет отслеживать судьбу импортированных тракторов и другого сельхозоборудования. Впрочем, это головная боль чиновников: сами придумали – вот и выполняйте.

Предпринимателей этого сектора экономики волнует другое противоречие. К примеру, фермер приобрел технику без уплаты НДС, но через два года по разным объективным причинам вынужден продать приобретенное по льготе сельхозоборудование. К примеру, чтобы рассчитаться с кредиторами распродает все и вся, и трактор в том числе. Да при этом потенциальный покупатель согласен купить технику только за полцены?

Но тогда, согласно новым правилам, он должен продать его без НДС и, одновременно, уплатить в бюджет НДС на импорт с учетом первоначальной таможенной стоимости трактора. При этом он может быть и не зарегистрирован как плательщик НДС (ст.94 и ст.112 НК).

Или вот другое. Предприятие закупило комплектующих изделий на весьма солидную сумму до 1 января 2014 года с уплатой 20-ти процентной ставки налога на добавленную стоимость, который взяло в зачет на тот период, когда товар был приобретен. Технику собирает сейчас (после 01.01.2014), а продать надеется в марте. То есть, согласно ст.102(2) НК: «Уплаченная или подлежащая уплате сумма НДС на приобретаемые товарно-материальные ценности, услуги, которые используются для поставок, освобожденных от НДС, не подлежит зачету». Нововведения же в Налоговый Кодекс не предусматривает никаких форм перерасчета. Кто и как будет трактовать данную ситуацию?

Кроме того, согласно ст.102(3) при смешанных поставках необходимо рассчитать условный коэффициент для зачета НДС. Помимо того, что мы отнесли на себестоимость НДС на импорт сельхозтехники, при использовании данного коэффициента мы потеряем еще НДС к зачету.

Другая небольшая нестыковка. Воспользовался сельхозпредприниматель вышеупомянутым положением ст. 103(28) и не уплатил НДС на импорт по приобретенной сельхозтехнике, а позже решил внести ее в уставной капитал, чем автоматически подпал уже под следующий пункт 29 статьи 103. Фактически нарушено положение пункта 28, произошло отчуждение имущества, отсюда необходимо уплатить НДС на импорт по таможенной стоимости. И одновременно осуществить поставку в уставный капитал, освобожденную от уплаты НДС.

Сам пью, сам гуляю…

Как утверждают предприниматели, при возникновении сомнений по трактовке той или иной статьи закона, они в лучшем случае получают документ из правительства, как правило же - письма из Минфина или Налоговой инспекции.

На самом же деле вышеперечисленные несоответствия и противоречия при исполнении п.28 ип.29 ст.103 требуют их законодательного толкования. Согласно действующему законодательству, в том числе ст.3 п.5 Налогового Кодекса, это толкование необходимо оформить изданием нового закона. При этом необходимо учесть требования, изложенные в законах, которые регламентируют, что любое толкование сомнений, возникающих при выполнении законодательства, должны осуществляться в пользу субъекта предпринимательской деятельности.

Сколько времени займут все эти разборки и будет ли новый закон, сказать трудно. Что делать экономическим агентам из этой сферы экономики – для нынешних власть предержащих вопрос не интересный. В проигрыше как всегда останется предприниматель.

«Данные изменения с начислением и освобождением НДС не принесут пользы, в первую очередь, самому государству. Принцип их прост: дав одним, это самое даденное отняли у других. Бюджет же недополучит существенных отчислений от недополученной прибыли местных импортеров и производителей сельхозтехники и инвентаря», - уверен директор «Agromașina» SA Олег Реулец.

«И все же главный и весьма ощутимый удар нанесен нам, производителям сельскохозяйственной техники и инвентаря, - пояснил собеседник. - На освобожденные от НДС поставки сумма налога на приобретенные товарно-материальные ценности и услуги в расчет не берутся, а относятся на расходы. В структуре себестоимости наших изделий доля покупных материалов и комплектующих составляет 60-65 процентов. Если списывать на расходы уплаченный на купленные материалы НДС, то себестоимость выпускаемой продукции резко увеличится и продажа ее станет убыточной».

По словам специалиста, в накладе остается и покупатель, который, купив у них технику по более высокой цене, не будет иметь зачетного НДС. Тогда ему становится выгоднее приобрести технику у зарубежного дилера с учетом НДС.

«По самым приблизительным подсчетам, потери нашего предприятия в текущем году составят 1 млн 600 тысяч леев, стало быть недополучит отчислений и госказна. Мы же вынуждены будем урезать административные расходы, возможно, придется пойти на сокращение рабочего персонала. К слову, сегодня в коллективе трудится 65 человек при средней зарплате 4 тысячи леев», - уточнил директор.

Наиболее же подходящим и взаимовыгодным для всех заинтересованных сторон Реулец считает установку для местных производителей и импортеров сельхозтехники и инвентаря нулевой ставки НДС. Или разрешение на зачет налога на добавленную стоимость на закупаемые для производства данных изделий комплектующих материалов.

Остается только гадать, какими устремлениями руководствовались разработчики нововведений и как все это соотносится с провозглашенными ими лозунгами о всяческой поддержке отечественного производителя и сельскохозяйственной отрасли в особенности?!

Так все же с кем и против кого дружим?!

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Используете ли вы искусственный интеллект в своей работе/учебе?