X 
Выборы в Молдове новостей: 5197
Акция протеста новостей: 1701
Землетрясения новостей: 501

Дмитрий Чубашенко: Последний патрон

24 фев. 2014, 02:24   Общество
4899 3
Фото: noi.md
Выборы в парламент - это последний патрон Партии коммунистов, которым она или попадет в цель, вернется к власти и сохранит себя, или промажет и развалится.

По последним опросам, ПКРМ берет на выборах больше голосов, чем все партии нынешней коалиции вместе взятые. Но «принцип Робин Гуда», который ввел альянс для дележа мандатов тех партий, которые не преодолели проходной барьер, не гарантирует парламентское большинство даже при получении большинства на выборах. Например, если ПКРМ возьмет 45 процентов, а три другие партии 40 процентов, то после перераспределения мандатов у ПКРМ будет 49 мест в парламенте, а у ее противников 52 места. Вроде бы выиграл выборы, но на самом деле не выиграл. Как в игре в наперстки.

ПКРМ нужно стремиться получить на выборах, как минимум, половину всех голосов, но это сложная задача. Сегодняшние высокие рейтинги ПКРМ — заслуга не самой этой партии, а тех, что находятся у власти. Они опустили свою часть качелей так низко, что сами подняли ПКРМ так высоко. Но качели могут двинуться и в обратную сторону, и если ПКРМ будет просто сидеть сложа руки, то ее опять опустят.

Можно предположить, что у некоторых лидеров ПКРМ есть серьезные основания тихо саботировать предстоящие выборы. Не напрягаться, провести все абы как, спустя рукава, как выйдет, так выйдет. В результате, может выйти никак. Кого, как и кто для этого коррумпирует — вопрос десятый.

Видя себя лидерами в опросах, и раздуваясь от осознания собственной недосягаемости, лидеры ПКРМ стали очень агрессивными по отношению не только к политикам из властной коалиции, но и к другим оппозиционерам, в том числе на левом фланге, которые, как бы они друг к другу ни относились, все же являются естественными союзниками. Если эта пока латентная война станет открытой, перейдет на личности, то в выигрыше окажутся партии власти, а в самом большом проигрыше — не маленькие партии с призрачными шансами попасть в парламент, а сама ПКРМ, лидерам которой можно предъявить очень и очень много претензий. Если они хотят воевать со всеми, это, конечно, их право, но самую большую угрозу такая война несет, в первую очередь, им самим.

ПКРМ надулась за счет того, что сдулась власть. Какой-то собственной позитивной программы у этой партии нет. Ее главный лозунг - «Долой!». Они пойдут (уже пошли) на выборы с жесткой критикой власти — преступники, воры, олигархи, контрабандисты, содомиты и т.п. Но что они предлагают строить, если сломают эту власть, наверно, они сами не понимают.

Если на выборах ПКРМ будет говорить о смене вектора с европейского на евразийский, это будет очередной обман избирателей, потому что в Таможенном союзе Молдову не ждут точно так же, как в Европейском союзе. В Москве, как и в Брюсселе, говорят, что «двери открыты», но это не значит, что в них можно просто так и сразу войти. С чего вообще кто-то взял, что в ТС Молдову ждут? И что она сама хочет и готова туда вступить? Так же, как Украина органически не способна присоединиться к любому союзу, так и Молдова, во всяком случае, в ее нынешнем состоянии, обречена на то, чтобы «киснуть» между Румынией и ЕС, Украиной и Россией, с никаким государством, с разваленной экономикой, с отделившимся Приднестровьем и угрозой отделения Гагаузии и других регионов. Кому нужны такие «союзники»?

ПКРМ у власти — не самый плохой вариант для Запада. В отличие от нынешних «евроинтеграторов», которые своими гангстерскими повадками только подрывают авторитет ЕС в Молдове, коммунисты могут стать умеренными и прагматичными «евромодернизаторами», что очень даже устроило бы Запад. Ведь в самом Брюсселе никто не говорит о евроинтеграции Молдовы, как о реальном пути к членству в ЕС. Евросоюзу даже будет лучше, если его избавят от «евродомогательств» из Кишинева: «Ну давайте возьмите нас по-быстрому! В какую позу нам встать?».

Если и нынешнюю власть, и оппозицию, ЕС и США рассматривают, как команду одного корабля, какая разница, кто там стоит у штурвала? Главное, чтобы плыл в правильном направлении.

ПКРМ не станет бросать камни в ЕС и США, потому что боссы этой партии — это примерно то же самое, что боссы Партии регионов на Украине. Но при этом у ПКРМ будет более широкое поле маневра для взаимодействия и с Западом, и с Россией, чем у нынешней власти.

В представлении западных дипломатов, ПКРМ — это пусть внешне и шумная, но когда доходит до конкретного дела, вменяемая оппозиция, с которой можно договориться. Если она вернется к власти, Запад легко сможет столковаться с ней о формировании коалиционного правительства народного доверия, подконтрольному этому самому Западу. Чем постоянно вызывать в Брюссель троих, легче сообразить на месте с одним.

Даже если геополитическим вектором такого нового правительства будет «ни туда, ни сюда», оно все равно будет больше смотреть «сюда», чем «туда». В промосковский вектор ПКРМ не верит никто, и в первую очередь, сама Москва. Лидерам ПКРМ там доверяют не намного больше, чем ребятам из альянса.

Соглашение об ассоциации с ЕС — реальные кабала и гетто - рассчитано на неопределенный срок, а все перечисленные в нем директивы надо внедрить в течение 10 лет. Вот и будет такому коалиционному правительству занятие на ближайшие две пятилетки. Когда турки скупят здесь всю землю, а народ окончательно разбежится, то какая вообще разница, какое правительство, и с каким вектором тут будет?

Целью нормальной власти, если она когда-нибудь появится в Молдове, должна быть не какая-то интеграция сама по себе, а спасение молдавского народа от исчезновения. Какие меры для этого следует предпринять, должны думать политики все вместе. Членство в ЕС, как показывает опыт тех же самых Румынии или Болгарии, не спасает народ от исчезновения. Спасет ли членство в ТС, неизвестно.

Можно и дальше кормить людей разными интеграциями, но не в коня корм. Все это глупости. Намного сложнее предложить план развития государства, которое сегодня настолько прогнило, что реально его-то и нет.

Если ПКРМ вернется к власти, то ей придется забыть про любые интеграции, провести ревизию того, что есть, выстраивать какую-то систему управления, определить цели и задачи строительства и развития государства, меры по их реализации, расставить на все ключевые посты людей, которые смогут все это сделать. Сегодня все настолько запущено, что даже невозможно себе представить, как все это можно сделать.

Вопрос не в том, чтобы делать какие-то резкие движения, которые породят молдавский Майдан, а в том, чтобы начинать понемногу наводить хоть какой-то порядок, налаживать жизнь людей, которые устали от хаоса и деградации, запускать хотя бы по одному предприятию в месяц, возвращать на родину хотя бы по сто человек в день.

Ключевую роль в создании новой системы мог бы сыграть лидер ПКРМ Владимир Воронин. Если бы под занавес политической карьеры, да и вообще человеческой жизни, ему это удалось, он бы, действительно, вошел в историю. Он мог бы оставаться политическим отцом этой системы, этаким молдавским Дэн Сяопином, который постарался бы сделать так, чтобы эта новая конструкция была устойчивой, могла работать не одно десятилетие, а не развалилась в любой момент за один месяц, как в Молдове в 2009 году, или как сегодня на Украине.

Новая роль «отца нации» потребовала бы и новой манеры поведения - спокойного, мудрого, опытного ветерана, который два срока был президентом, и продолжает реально возглавлять партию с самым высоким рейтингом... Но это уже внутренние дела ПКРМ, чего в них лезть.

Общий интерес состоит в том, что надо постараться избежать окончательного вырождения народа. ПКРМ может сыграть в этом свою роль. Но для этого у нее есть еще только один шанс на выборах. Один последний патрон.

P.S. Рассчитывать на то, что избиратели никуда не денутся, и все равно проголосуют за ПКРМ — плохая тактика.

P.P.S. “Если бы в следующее воскресенье состоялись выборы в парламент, за какую партию вы бы проголосовали?». - «Я бы пошел на избирательный участок, чтобы испортить бюллетень».

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Используете ли вы искусственный интеллект в своей работе/учебе?