Выборы в Молдове новостей: 5193
Акция протеста новостей: 1700
Землетрясения новостей: 501

Денег МВФ не будет – реальный дефицит госбюджета может достичь 70 процентов

3 апр. 2015, 09:57   Экономика
12751 8

Денег МВФ не будет – реальный дефицит госбюджета может достичь 70 процентов
Фото: malta2u.com

Ирина Астахова

В пятницу, 3 апреля, в Молдове завершает свою работу Миссия Международного валютного фонда. На этом фоне обнадеживающим прозвучало заявление премьер-министра Кирилла Габурича, который озвучил идею скорейшего подписания нового соглашения с МВФ.

В условиях кризиса Молдове нужны не только деньги Фонда для пополнения тающих валютных резервов, но и средства других финансовых доноров для поддержания бюджета.

Однако пока сохраняется вероятность того, что подписание нового меморандума РМ с МВФ откладывается на неопределенный срок. Главные финансовые доноры и инвесторы также неофициально притормаживают свою деятельность в Молдове, замерев в ожидании развязки бюджетно-банковской коллизии и ясного сигнала МВФ о том, что они могут запускать маховик помощи и инвестиций.

Главным препятствием на пути подписания меморандума и вообще возобновления переговоров сегодня становится проект бюджета на 2015 год. По сведениям NOI.md, эксперты МВФ рассмотрели уже третий его вариант, однако он все еще не удовлетворяет их требованиям. Молдавские власти внесли значительную часть обсужденных с экспертами Фонда изменений в текст проекта, но все они не касаются главного – возможных расходов на поддержку проблемных банков, в случае если они не вернут выданные под гарантию правительства деньги.

Этих расходов в бюджете официально как бы и нет. Но если они будут включены буквально, дефицит бюджета теоретически может подскочить до 50% или даже до 70%, считают эксперты. Потому что мало кто точно знает, сколько же денег всего было передано утопающим банкам – власти сохраняют секретность. А это никак не вписывается в рекомендации МВФ, который предлагает снизить бюджетный дефицит в 2015 году до 3%, хотя и прогнозирует 7%.

В пятницу основные показатели бюджета и бюджетно-налоговая политика будут рассмотрены на заседании правительства. И это значит, что правительство во главе с Кириллом Габуричем, если оно утвердит бюджет, берет всю ответственность на себя.

Кроме того, существует как бы юридическая проблема: МВФ сомневается в дееспособности и политическом прикрытии действующего миноритарного правительства. И в этих условиях Фонд не видит ясной стратегии дальнейших действий молдавских властей, в первую очередь в банковской и финансовой сфере.

Бюджет «немножко не получается»

Министр финансов Анатол Арапу направлял экспертам МВФ три варианта проекта бюджета на 2015. Однако «бюджет немножко не получается», как выразился один из наших экспертов. Несмотря на то, что власти уже внесли некоторые поправки по требованию Фонда, они не показали главное – где деньги, которые уже пошли и еще пойдут на решение проблемы с банками Шора? Их как бы и не было, и нет.

Сначала были потрачены, по разным оценкам, примерно 9, 12 или 13 млрд леев, взятые в Нацбанке под гарантию правительства. А это 9-13 млрд налички, которые достали как бы из ниоткуда – потому что в Нацбанке в общем денег нет – и передали банкам на решение проблем с ликвидностью. На прошлой неделе, как заявил лидер социалистов Игорь Додон, правительство направило в адрес банков еще более 6 млрд леев.

Причем, надо отметить, что мы слышим эти цифры, но большинство до конца не понимает их значения. Одно дело, когда говорят о сотнях, тысячах леев – это понятно абсолютному большинству. Но что такое примерно 20 миллиардов? Как представить себе это число? Много это или мало, можем ли мы пощупать эти цифры?

Теоретически можно сказать, что это две трети государственного бюджета Молдовы, который запланирован по доходам в этом году в сумме 30 млрд 338,6 млн леев.. То есть, на эти деньги можно несколько месяцев, почти год, содержать всех бюджетников, чиновников, социальную сферу – школы, больницы, а также парламент, правительство вместе со всеми зданиями, канцеляриями и столовыми.

На эти же деньги можно два года платить ежемесячные пенсии всем пенсионерам страны на уровне 2014 года, и еще немного останется.

Также, к примеру, этими деньгами можно полностью рассчитаться с МВФ - по состоянию на конец февраля 2015 года у Молдовы общий объем непогашенных кредитов и ссуд МВФ составляет около 504 млн долларов.

Так что, конечно, это огромнейшая сумма даже в рамках целой страны, и если просто заложить ее в бюджет – это значит получить дефицит до 70 процентов.

Откуда эти деньги, которые не проходят через бюджет, но выданы под гарантию правительства? Чем покрывать дефицит, если, допустим, придется компенсировать выданные банкам деньги? И насколько в результате увеличится внутренний государственный долг? Эксперты МВФ хотят все цифры видеть на бумаге. А их нет.

(Кстати, правительство не имеет права выдавать государственные гарантии для финансирования предприятий, банков в том числе. Это решение было инициировано и принято еще в 1998 году бывшим тогда премьером Ионом Стурзой, министром экономики Александром Муравским и Анатолом Арапу, который тогда также был министром финансов).

Минфин попытался уговорить экспертов МВФ оставить все как есть. Мол, потом сделаем «ректификации», то есть поправим бюджет, - если нужно будет. Если вдруг возникнет эта дыра. Но правительство надеется на то, что до ноября деньги будут возвращены, хотя в это мало кто верит.

Однако, даже если это случится, если деньги будут возвращены, вряд ли сама ситуация удовлетворит финансовых партнеров. Потому что проблема возникла не на пустом месте – представители Фонда уже несколько лет добиваются от молдавских властей совершенствования банковского законодательства и прозрачности на этом рынке.

В принципе банковская тема – основной камень преткновения в отношениях молдавских властей и МВФ. В Фонде прямым текстом говорят: если вы не готовы решить эту проблему, даже не обращайтесь к нам и не притворяйтесь, что намерены с ней справиться.

В ответ наши представители говорят: деньги Фонда нам не нужны – в смысле деньги на валютные резервы. Но нам нужен «золотой ключик», который открывает финансирование бюджета другими финансовыми организациями. И потом, посмотрите, какой у нас кризис, какие события разворачиваются на Украине. Нам срочно нужна помощь.

В то же время миллиард долларов, который был украден из банков, и деньги, потраченные на спасение этих банков, как бы уже не обсуждаются. Естественно, что доноры, наблюдая такую картину, понимают, что повторение такого сценария возможно, так как банковская система все еще не приведена в порядок.

Глобализм не выдерживает конкуренции с местной шмекерией

Вообще создается впечатление, что высокомерные западные доноры, наконец, поняли, что местные шмекеры, мягко говоря, водят их за нос уже много лет. И в этом смысле выдающимся по своим результатам оказался 2014 год. В 2015 году доноры уже напряглись, и в обществе заговорили о жестких требованиях нового соглашения с фондом.

Однако меморандум не может быть подписан – до тех пор, пока страна официально не обратится в МВФ за помощью. Официально – это значит написать письмо-приглашение. Такого приглашения в МВФ ждали еще в середине прошлого года.

И в сентябре молдавские власти заявили, что им очень нужна поддержка МВФ, что они готовы обратиться к Фонду. А неофициально представителям Фонда объясняли, что не могут до выборов затягивать пояса: повышать тарифы, замораживать зарплаты, пенсии и т.д.

Более того, в сентябре они попросили Фонд не делать резких заявлений по поводу финансовой ситуации в связи с предвыборной кампанией – перед угрозой победы пророссийских сил. И пообещали официально пригласить МВФ для начала переговоров сразу же после назначения нового правительства.

В Фонде поверили и даже по-хорошему поволновались немного – там тоже люди работают - если правительство будет утверждено в декабре, то неужели придется вести переговоры в праздники? Но в декабре правительство не было назначено. Прошел и январь.

И вот в конце февраля прозвучали заявления нового премьер-министра. Хотим, сказал он, срочно возобновить переговоры. Но за этим опять ничего не последовало – письмо-приглашение в адрес МВФ не послали.

В принципе, эта история – с пустыми декларациями о подписании нового меморандума – тянется уже два года – с весны 2013 года. Именно тогда, в апреле 2013-го, завершилась предыдущая трехлетняя программа МВФ в Молдове, которая предусматривала финансовую поддержку в 369,6 млн специальных прав заимствования (СПЗ), или примерно 570 млн долларов.

Однако последний транш помощи (около 80 млн долларов) по этой программе Молдова так и не получила, так как не выполнила часть взятых на себя обязательств. Молдавские власти тогда неофициально сказали, что им эти деньги и не нужны.

Стандартные процедуры по стандартному сценарию

С тех пор отношения Молдовы с Фондом находятся в подвешенном состоянии. Миссии МВФ по-прежнему каждые полгода приезжают в Молдову и снимают показатели – так как этого требуют стандартные инструкции МВФ по отношению к странам-членам этой организации. Молдова также представляет для согласования проект бюджета – требование ко всем должникам Фонда, это также стандартная процедура.

На этой неделе, с 30 марта по 3 апреля, в Молдове находится Миссия МВФ, которая, как утверждают эксперты, не имеет решающего значения для Молдовы. Ее можно назвать ритуальной: в Кишиневе завершает свой мандат глава Миссии МВФ Макс Альер. Новой главой Миссии МВФ в Молдове будет Иванна Владкова-Холлар, которая и была представлена молдавским властям.

Собственно мониторинговая миссия приедет в Молдову в апреле-мае. Но и тогда разговора о меморандуме, судя по всему, не будет. И даже если вдруг сегодня молдавские власти срочно передадут официальное письмо в руки Макса Альера, это не значит, что тут же начнутся переговоры о программе сотрудничества. «В МВФ не смешивают яйца с абрикосами, - сказал один из экспертов, - каждая миссия занимается своей конкретной задачей».

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Используете ли вы искусственный интеллект в своей работе/учебе?