X 
Выборы в Молдове новостей: 5193
Акция протеста новостей: 1700
Землетрясения новостей: 501

“Новый фейс" европейской интеграции

23 окт. 2015, 08:15   Политика
13469 6

Фото: noi.md

Ксения Флоря

В парламенте зарегистрирована законодательная инициатива о вотуме недоверия правительству Валерия Стрельца. Документ подписали 42 депутата ПСРМ и ПКРМ. Его предполагается рассмотреть на следующей неделе.

В экспертном сообществе говорят о двух возможных вариантах дальнейшего развития событий. Вариант №1: союзники сдают Стрельца. Происходит безвыборное переформатирование власти. Появляется, как выразился политолог Богдан Цырдя, “новый фейс европейской интеграции” в лице ДПМ, ЛП, ПКРМ и Европейской народной партии Юрия Лянкэ, к которой уходит часть депутатов ЛДПМ.

Вариант №2: союзники “ломают” Стрельца и верхушку Либерально-демократической партии. Для этого задействуются т.н. “X-файлы” – компромат, собранный практически на всех активных политических игроков и членов их семей. Для особо “идейных” разыгрывается сценарий, примененный в отношении Владимира Филата. ЛДПМ “принуждают к миру” и правящая коалиция сохраняется в своем нынешнем виде. Но это уже будет полностью подконтрольный Владимиру Плахотнюку альянс с партиями-сателлитами.

Политический аналитик Игорь Боцан считает, что всё решится в течение 1-2 недель.

Роковая ошибка Владимира Филата

Перед парламентскими выборами 30 ноября 2014 года журналист Дмитрий Чубашенко написал, что Владимир Плахотнюк “просто убил Филата как политика”. На тот момент – морально, постепенно отобрав все рычаги управления и выстроив жесткую вертикаль правоохранительной и судебной власти. Теперь еще и физически, показательно посадив бывшего лидера ЛДПМ в изолятор Национального центра по борьбе с коррупцией в качестве главного молдавского коррупционера.

“Приговор” себе Владимир Филат подписал еще в начале 2013 года, когда, пытаясь заполучить доминирующее положение для своей партии, сначала добился увольнения генпрокурора Валерия Зубко (ключевой фигуры в пасьянсе Плахотнюка), потом вместе с коммунистами упразднил должность первого вице-председателя парламента, которую занимал Владимир Плахотнюк. А 13 февраля 2013 года объявил, что его Либерально-демократическая партия выходит из соглашения о создании Альянса за евроинтеграцию-2 и выдвинул союзникам ультиматум.

Еще тогда политические эксперты говорили, что если Филат спасует, на его политическом будущем можно будет ставить крест. Вот цитата Игоря Боцана того периода: “Трудно сказать, как далеко может зайти г-н Филат в своем утверждении, что на этот раз он не отступит. Мы уже столько раз были свидетелями, когда премьер-министр выступал с обличительными речами, ставил условия, ультиматумы, грозил разоблачениями, но они ничем, кроме сотрясания воздуха не заканчивались”.

Сотрясанием воздуха закончился и бунт 2013 года. Филат спасовал, публично попросив у Плахотнюка прощения, вопреки собственному обещанию деполитизировать Генпрокуратуру, проголосовав за нужного демократам генерального прокурора, согласился войти в Коалицию проевропейского правления и уступил пост премьер-министра Юрию Лянкэ.

Как говорили тогда коммунисты, разозлившийся после виртуозной комбинации Владимира Плахотнюка с устранением Филата от премьерства решением Конституционного суда, лидер ЛДПМ был готов идти на досрочные выборы. И пошел бы, если бы не жесткая позиция Брюсселя, демонстративно вмешавшегося в переговорный процесс, обещание еврочиновниками заоблачных щедрот в случае создания Коалиции проевропейского правления, и жесткий прессинг, оказываемый эмиссарами ЕС непосредственно на лидера ЛДПМ.

Но была еще одна причина, заставившая Владимира Филата тогда пойти на уступки. Как утверждал идеолог оппозиционной ПКРМ Марк Ткачук, на окончательный выбор лидера ЛДПМ, который, несмотря на всю свою амбициозность, все-таки согласился уйти в тень, уступив пост премьер-министра Юрию Лянкэ, повлиял интерес к Banca de Economii.

“У Филата была одна, но пламенная страсть: закончить мошенническую сделку по Banca de Economii. Во имя этой задачи он отказался от досрочных выборов, от клятвенных обещаний гражданскому обществу, во имя этой “великой цели” он трижды нагибал и разгибал свою партию, превратив парламентскую фракцию ЛДПМ в редчайший вид беспозвоночной политической экзотики”, - написал Ткачук на своей странице в социальных сетях в октябре 2013 года.

О том, что Владимир Филат “с самого начала положил глаз на BEM, приступил к доведению банка до кризисного положения и представлен в структуре собственности банка через подставных лиц”, в сентябре 2013-го утверждал и Михай Гимпу.

Политолог Богдан Цырдя считает, что соглашательство Владимира Филата в мае 2013 года и его отказ идти на досрочные выборы “во имя распила Banca de Economii и аэропорта”, стали роковой ошибкой лидера ЛДПМ. О фатальности этого шага на прошлой неделе написала в социальных сетях и депутат от Либерально-демократической партии Мария Чобану.

В итоге Филат угодил в ловушку, ловко расставленную Владимиром Плахотнюком. И вот сейчас эта ловушка сработала. В нужный момент.

Требующие политического “жертвоприношения” участники уличных протестов и настаивающие на реальной борьбе с коррупцией западные партнеры получили показательный антикоррупционный процесс, в котором фигурируют огромные суммы в твердой иностранной валюте. А Владимир Плахотнюк практически довел до логического конца свой план по нейтрализации основных политических конкурентов, зачистки политического поля от самостоятельных игроков и концентрации власти в своих руках.

Выбор между “барсеткой и испытаниями”

Либерально-демократическая партия после ареста своего лидера пока еще окончательно не определилась, соглашаться ей на роль партии-сателлита или вступать в открытую конфронтацию с заклятым союзником. Оба варианта чреваты для политического будущего ЛДПМ.

Конфронтация означает отлучение от власти. Либерально-демократическую партию, уже пережившую несколько исходов и расколов, переход в оппозицию поставит на грань выживания.

“Тут же последует попытка расколоть партию по второму кругу. Первая была, когда из ЛДПМ вышел Лянкэ и создал свою Европейскую народную партию. ЕНП - это проект Плахотнюка. И Филат говорил, что партия г-на Лянкэ - это ЛДПМ №2. В нее тут же начнут загонять подконтрольных Плахотнюку депутатов и членов ЛДПМ, на которых заведены уголовные дела. Которые примутся добивать ЛДПМ. Ионицэ, вдруг прозревший Журавский… все они будут участвовать в этом процессе”, - считает Богдан Цырдя.

Оптимисты и сочувствующие сейчас призывают либерал-демократов больше не прогибаться, созвать чрезвычайный съезд, избрать новых, не замазавшихся, лидеров, присоединиться к “прогрессивным и здоровым силам” молдавского общества, чтобы дать решительный бой “кукловоду Плахотнюку”. Да, определенных количественных потерь не избежать, но “ЛДПМ сплотится и избавится от ненадежных попутчиков”.

То же самое в свое время говорили о ПКРМ. При каждом исходе из партии коммунисты заявляли, что избавляются от балласта. Партия коммунистов достаточно долго продержалась в оппозиции. Но отлучение от власти при сильнейшем прессинге выдержать трудно. И ПКРМ сдалась. В ЛДПМ “идейных” и того меньше.

“Думаю, что через одну-две недели станет понятно, была ли права Мария Чобану, когда в социальных сетях пообещала, что ЛДПМ скоро солидаризируется с теми, кто сегодня борется против власти и что борьба только начинается. В чем лично я сомневаюсь”, - заявил noi.md политический аналитик Игорь Боцан.

Все дело, по его словам, в “X-файлах” – компромате, собранном Владимиром Плахотнюком на всех политиков. “Эти файлы будут применены против депутатов и министров от ЛДПМ, и их в итоге принудят принять правила игры”.

“Выступая с парламентской трибуны перед своим задержанием, Владимир Филат публично заявил, в принципе, давно всем известную вещь, - что у демократов имеется “волшебная барсетка”, которая предоставляет право выбора: или приложиться к ней, или пройти через определенные испытания. То есть, уголовные дела. И мы сможем наблюдать, как быстро происходит политическая деградация под влиянием X-Files”, - считает Игорь Боцан.

Случаи давления на активистов ЛДПМ, в том числе при помощи “X-Files”, уже отмечены: во вторник сотрудники НЦБК задержали экс-председателя Сынжерейского района, лидера районной организации ЛДПМ Георгия Мяуна, которого обвиняют в пассивной коррупции и злоупотреблении служебным положением.

Бывший депутат от ЛДПМ и председатель парламентской комиссии по экономике, бюджету и финансам Вячеслав Ионицэ, продолжая раскрывать схемы вывода средств из BEM, обвинил премьер-министра Валерия Стрельца в причастности к хищениям средств из Banca de Economii. По словам Ионицэ, по одной из примененных схем, деньги из ВЕМ сначала уходили в офшорные зоны, затем - в компанию Caravita, администратором которой является посаженный отец Владимира Филата Иону Русу, после этого - в фирму BioProtect (принадлежащей Стрельцу), после чего снова уходили в офшоры и далее - в неизвестном направлении.

Пикантных деталей в эту историю добавили прокуроры. Во время допроса у посаженного отца Филата Иона Русу не выдерживают нервы, и он сдал своего родственника, признав, что владельцем компании Caravita, обвиняемой в получении незаконных кредитов от BEM, и “основным получателем всех преимуществ фирмы”, является Владимир Филат. А тот ранее заявлял, что ничего не знает о незаконных сделках в Caravita.

Публично униженная ЛДПМ пока сопротивляется. Но как-то скучно и вяло. Никаких “Обращений к нации” в духе июльских тезисов Владимира Филата образца 2011 года, основным посылом которых было “Главное зло для Молдовы – не коммунистическая идеология, а мафиотизация страны”. Или ультиматумов 2013 года и демонстративного выхода из АЕИ.

В пику союзникам фракция ЛДПМ только подписала законопроект о внесении изменений в ст. 78 Конституции о прямых выборах президента, потребовала отставки главы НЦБК Виорела Кетрару и, возможно, будет настаивать на расторжении договора о концессии кишиневского аэропорта. Обещается выдвижение еще ряда неудобных для союзников инициатив.

Но когда в ход пойдут персональные “X-файлы”, выбор между “барсеткой и испытаниями” может разрушить пока еще сохраняющееся партийное единство в стане либерал-демократов.

Владимир Плахотнюк взял курс на президентство?

По мнению Игоря Боцана, вероятность досрочных выборов, несмотря на их нежелательность для партий АЕИ, пока достаточно высока. Все решится к весне и будет зависеть от ряда факторов: как партии власти перезимуют, смогут ли договориться по кандидатуре будущего президента и механизме его избрания, и как поведут себя партнеры по развитию.

“Я не вижу, как в сложившейся ситуации АЕИ может пойти на референдум об изменении процедуры избрания президента. Это будет позорное поражение. Альянс получит вотум недоверия. С другой стороны, партиям власти проблематично будет найти кандидатуру, за которую проголосуют и Воронин, и Гимпу. Есть только один человек, за которого коммунисты и ЛП будут голосовать. Вернее, их заставят это сделать. И этот человек - держатель “секретных файлов”, - считает Игорь Боцан.

По мнению ряда экспертов, уход Плахотнюка из депутатов, а теперь еще и приостановка членства в ДПМ и сложение полномочий заместителя председателя Демократической партии под предлогом избежания обвинений в давлении на следственные органы, занимающиеся расследованием “кражи века”, как раз связаны с президентскими амбициями Владимира Плахотнюка.

Еще в начале 2015 года, когда сорвались коалиционные переговоры между ДПМ, ЛДПМ и ЛП, Михай Гимпу заявлял, что Демократическая партия хочет получить 2 ключевые должности в государстве: председателя парламента и президента, на которую якобы претендует Владимир Плахотнюк.

Тогда же портал allmoldova.md опубликовал интервью с Плахотнюком, в котором тот намекнул, что “политика в Молдове нуждается в политических менеджерах, лидерах, которые обладают организаторскими способностями”.
“Сегодня всем ясно, что первый и главный кандидат на пост номер один в Молдове уже известен. И все зависит только от его желания – захочет он надеть на себя корону или нет”, - написал на днях экс-депутат Зураб Тодуа.

Партнеры по развитию, считают в экспертном сообществе, на это могут закрыть глаза. Как закрывают их сейчас, когда Владимир Плахотнюк нейтрализует последних конкурентов и концентрирует практически всю власть в своих руках.

“Поведение наших западных партнеров в нынешней ситуации достаточно цинично. Еще вчера европейские политики жали Филату руку, улыбались и хлопали по плечу. А сегодня, как воды в рот набрали. По моим данным, они очень недовольны тем, что в последние дни происходит в Молдове, но молчат. А если молчат, значит, терпят”, - считает Богдан Цырдя.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Используете ли вы искусственный интеллект в своей работе/учебе?