X 
Выборы в Молдове новостей: 5178
Акция протеста новостей: 1746
Землетрясения новостей: 505

Вашингтон требует от Кишинева примирения. Брюссель – зачистки

21 дек. 2015, 08:15   Политика
1635 9

Фото: ruvr.ru

Ксения Флоря

США и Евросоюз разошлись во мнениях по урегулированию политического кризиса в Молдове.

Посол США Джеймс Петит призвал партии экс-АЕИ прекратить вражду, помириться и утвердить новое правительство “для обеспечения более яркого будущего для Молдовы”. А европейский комиссар по вопросам политики добрососедства Йоханнес Хан считает, что нынешние политические игроки в Кишиневе больше не заслуживают доверия и молдавской политике требуется свежее дыхание.

“Для политического возрождения страны необходимо новое поколение политиков. Нужно почистить то, что нуждается в чистке”, - заявил он для румынского телеканала TVR.

Характерно, что в отличие от кризиса 2013 года, когда предшественник Хана - еврокомиссар по вопросам расширения и политики добрососедства Штефан Фюле лично курировал создание “Коалиции проевропейского правления”, на этот раз Брюссель демонстративно абстрагировался от всех попыток слепить в Молдове очередной альянс “во имя сохранения европейского курса”. В итоге к урегулированию политической ситуации в РМ пришлось подключиться американцам.

Политический аналитик Игорь Боцан считает, что особых противоречий в позициях Вашингтона и Брюсселя по Молдове все-таки нет: и та и другая сторона хотят стабильности. А вот какой она будет, зависит от граждан РМ.
“Все будет зависеть от того, что предпочтут наши граждане - стабильность под управлением Плахотнюка или другой путь. Вот г-н Лупу на днях чуть ли не на пальцах показал президенту Тимофти, что демократы могут получить в парламенте квалифицированное большинство для утверждения своего кандидата в премьеры. Это один вариант стабильности.

Есть и другой вариант – ожидание, что население может взбунтоваться. Если это произойдет, стабильности не будет. На этот случай придется подумать о чистке политического класса, о которой говорит еврокомиссар Хан. Так что все зависит от выбора граждан. Западным партнерам плотно возиться со страной, где ВВП составляет $6-7 млрд., не с руки. Тем более что все геополитические проблемы сейчас решаются на Украине, а не у нас”, - заявил Игорь Боцан noi.md.

New generation

Итоги последнего “Барометра общественного мнения”(БОМ) показали, что граждане РМ все-таки предпочитают “зачистку”: в Молдове резко вырос спрос на контр-элиту.

Лидерами рейтинга политических сил по версии Института общественных политик стали еще не замазавшаяся во власти “Наша партия” Ренато Усатого (24% с учетом числа определившихся респондентов) и только переоформившаяся в партию Гражданская платформа DA(18%).

Политформирования, находившиеся у власти последние шесть лет, судя по данным опроса, утратили доверие населения. ЛДПМ не доверяют 90% граждан, ЛП – 82%, Демпартии – 81%. А руководители и неформальные лидеры этих партий возглавили антирейтинг БОМ.

О необходимости появления в молдавской политике “new generation” говорят давно, но безрезультатно. На парламентских выборах 2010 года некоторые политформирования пытались позиционировать себя в качестве третьей силы. А в местных выборах 2011 года даже участвовал избирательный блок под названием “Третья сила”.
Но все эти проекты оказались мертворожденными. Потому, что в одежды альтернативной элиты, как правило, пытались вырядиться выходцы из элиты правящей, выпавшие из нее по различным причинам. Чаще всего - из-за личных обид и неудовлетворенных амбиций.

Сейчас же в молдавской политике сложилась просто классическая ситуация: когда правящая элита замыкается в себе и вырождается (присутствие в политике одних и тех же лиц, мигрирующих из партии в партию, фактическая монополизация власти, узурпация госучреждений, неприкрытое разворовывание внешней помощи и бюджетных средств, тотальная коррупция), в обществе образуется альтернативный ей полюс.

В Молдове, как показали итоги “Барометра общественного мнения”, этот “полюс” уже достаточно окреп и сейчас активно рвется к управлению страной, добиваясь проведения досрочных парламентских выборов и перезагрузки власти.

Левый фланг

Почти 15 лет на левом политическом фланге безраздельно господствовала Партия коммунистов. Но благодаря огромным финансовым средствам, медиа-ресурсу, карательным мерам и компромату, либерально-демократическому Альянсу за евроинтеграцию удалось прервать гегемонию ПКРМ и раздробить левый фланг.

Сейчас здесь появились еще два полюса притяжения – “Наша партия” Ренато Усатого (за нее готовы голосовать 24% уже определившихся граждан по версии “Барометра общественного мнения”) и Партия социалистов Игоря Додона (15% по версии БОМ).

Согласно ноябрьскому опросу Международного республиканского института (IRI) из США, если бы выборы в парламент проводились в следующее воскресенье, “Наша партия” и ПСРМ вдвоем получили бы почти половину мест в парламенте. Однако вместо сотрудничества эти два политформирования встали на путь конфронтации.

На днях в эфире ток-шоу INTERPOL Ренато Усатый дал понять, что Партия социалистов фактически является управляемой Владимиром Плахотнюком оппозицией, и в новом парламенте “Наша партия” готова сотрудничать не столько с социалистами, сколько с Платформой DA, чтобы бороться с олигархами. Во всяком случае, в ПСРМ именно так поняли ряд фраз лидера НП:

(…) “Сегодня в Молдове Плахотнюк боится двух людей – Усатого и Нэстасе (лидер платформы DА – прим.). Если Плахотнюк попытается прорваться к должности премьер-министра, то “Наша партия” организует масштабные уличные протесты. В течение нескольких часов “Наша Партия” соберет в Кишиневе до 10 тысяч человек. Я уверен, что выйдет и Платформа DA. Потому что если Плахотнюк станет премьером или президентом, все это кончится тем, что и Усатый, и Нэстасе будут находиться там, где находится сейчас Петренко. А Додон, думаю, останется. Будут две оппозиционные партии – справа Лянкэ (“ручной у Плахотнюка”), слева - Додон”.

(…) “Да, у нас были конфликты (с ПСРМ – прим.), были какие-то недоразумения. Мы с Додоном сейчас идем вместе. Но я никогда не буду молчать, если я увижу какую-либо акцию, которая направлена против граждан Молдовы, а тем более ведет к Плахотнюку. Зачем Партия социалистов голосовала за то, чтобы перевести НЦБК из-под правительства под юрисдикцию парламента?”.

Социалисты в долгу не остались и в свою очередь тоже обвинили Ренато Усатого в фактическом сговоре с Владимиром Плахотнюком.

“Вскрываем карты? Сегодня, когда цель досрочных выборов как никогда близка, когда есть шанс их выиграть и сформировать желаемое большинством граждан промолдавское большинство в парламенте, вы заявляете, что политическим партнёром “Нашей партии” видите, скорее, партию DAНэстасе, чем близких и понятных социалистов. Интересный разворот. То Санду, то Стурза, теперь Нэстасе... А как же обещания людям о блоке ПСРМ-НП в будущем парламенте? Сменились задачи? О Плахотнюке не вам говорить. Одумайтесь. Не в те игры играете”, - написал на своей страничке в соцсетях социалист Влад Батрынча.

А другой депутат от ПСРМ, политолог Богдан Цырдяв своем материале задал Ренато Усатому ряд встречных вопросов: почему тот два года подряд бил только по Филату и ни слова не сказал о Плахотнюке? Почему Усатый скрывался от МВД в принадлежащей Плахотнюку гостинице “Нобил”? Почему, имея 16 уголовных дел, Ренато Усатый до сих пор не задержан и не сидит? Филат со всей своей западной поддержкой находится под арестом, а Усатый на свободе. “Кто контролирует прокуратуру, не позволяющую закрыть Усатого?”, - намекнул политолог.

А чтобы “Наша партия”подтвердила свою политическую неангажированность и последовательность в борьбе с олигархами, Богдан Цырдя предложил Ренато Усатому предпринять ряд действий, аналогичных тем, что он предпринимал в отношении Владимира Филата.

Например, “вылить помои и перед офисом Плахотнюка, а не только Филата”. Или выставить палаточный городок перед домом Плахотнюка, требуя его ареста. “Предоставить обществу аудиозаписи с прослушкой темных дел Владимира Плахотнюка и документов с воровством миллиарда. Кто-то хвастался, что такие документы у него есть. Ведь “сила в правде”?”.

Это обострение отношений и столкновение потенциальных политических партнеров объясняется просто – борьба за электорат. Обе партии готовятся к досрочным выборам. Социалисты уже создают избирательные штабы, запустили “предэлекторальную кампанию”, объявили, что готовы взять на себя ответственность за управление страной и рассчитывают, что досрочные выборы состоятся в конце марта - начале апреля 2016 года.

Ренато Усатый тоже уверен, что досрочных выборов не избежать, но считает, что они состоятся в сентябре-октябре 2016 года.

ПСРМ находится в более удобной стартовой позиции, нежели “Наша партия”. У нее есть парламентская трибуна и выход на национальный уровень, возможность делать в парламенте громкие заявления, продвигать громкие законодательные инициативы, требовать проведения слушаний по резонансным делам и событиям, покидать зал заседаний, громко хлопая дверью и т.д.

У “Нашей партии ”возможности более ограничены: пикеты, палаточные городки и акции протеста, но здесь слишком плотная конкуренция в лице тех же социалистов, а также Платформы DA. Финансирование культурно-массовых мероприятий. Или громкие и эпатажные откровения Ренато Усатого, на харизме которого, собственно, и строится вся популярность “Нашей партии”.

Поэтому анонсированное ранее сотрудничество между этими левыми политформированиями, скорее всего, будет возможно только после выборов. А пока a la guerre comme a la guerre.

Что же касается бывшего лидера левого политического фланга – Партии коммунистов, то ее рейтинг за последний год сохраняется на стабильном уровне. Соцопросы проводят ее в парламент, хотя и с куда более скромными, чем до парламентских 2014 года выборов, результатами.

Декабрьский “Барометр общественного мнения” дает коммунистам 11% или 10-11 мандатов в будущем парламенте, что соответствует проценту голосов избирателей, полученных коммунистами на местных выборах по всей стране. При этом, многие эксперты считают, что в случае досрочных парламентских выборов, при наличии жесткой риторики со стороны лидера ПКРМ по отношению ко всем без исключения лицам, правящим в последние шесть лет, коммунисты могут приблизиться к результату ноября 2014 года.

Политический центр

Еще совсем недавно здесь было два полюса притяжения – правоцентристская ЛДПМ и формально левоцентристская Демпартия. Но многолетняя борьба между ее лидерами за доминирование и сферы влияния ослабила и размыла политический центр, укрепив правый и левый фланги, и, тем самым, еще больше поляризовала молдавское общество.

На политическом будущем ЛДПМ фактически можно ставить крест: ее лучшие годы уже явно позади. Основатель и лидер политформирования Владимир Филат сидит в тюрьме, являясь главным обвиняемым по делу о миллиарде, в партии – разброд и шатание, электорат дезориентирован.

Соцопросы дают либерал-демократам не больше 2-2,5%. Таким образом, попадание в будущий парламент им не светит. Правда, сейчас ЛДПМ пытается на ходу перестроиться, изобразив принципиальность и оппозиционность. Но партия и ее лидеры слишком замазалась в деле о миллиардных хищениях, а ее кадровый состав слишком разнороден: от принципиальных “бессребреников” до олигархов местного масштаба.

Поэтому, как бы ни развивались дальнейшие события, ЛДПМ, скорее всего, ждет раскол. Если руководство партии дожмут, оно договорится с демократами и ЛДПМ войдет в новую правящую коалицию, ее ряды покинут принципиальные члены – Тудор Делиу, Мария Чобану и т.д. Если же ЛДПМ уйдет в оппозицию без перспектив вернуться во власть, из нее выйдет группа бизнесменов и (по совместительству) главных спонсоров.

Правда, есть вариант нового вхождения во власть с нейтральным премьером. В этом случае, ЛДПМ имеет шансы постепенно, открестившись от проворовавшегося лидера и переизбрав его, проводить политику освобождения «захваченных» государственных институтов. Такой вариант развития событий может дать шанс этой партии несколько восстановить свои позиции в том случае, если выборы состоятся в 2018 году.

Что касается сегодняшней Демократической партии, то это колосс на глиняных ногах. Да, ДПМ по-прежнему диктует условия, претендует уже на все руководящие посты в государстве, а ее фактическое руководство все также тасует политическую колоду.

Но эта видимость политического всесилия сохранится до тех пор, пока у Владимира Плахотнюка, реального лидера Демпартии,будет желание и возможность влиять на политическую ситуацию в Молдове с помощью огромных денег, собранного компромата, уголовных дел и целой империи из оплачиваемых ими лояльно настроенных к себе людей, политических партий.

В случае, еслиВладимир Плахотнюк полностью или частично лишится этих рычагов воздействия, то ДПМ развалится, как карточный домик, а от ее всесилия ничего не останется.

Пока соцопросы дают демократам проходные 9-9,3% (9-10 мандатов), но по мере приближения к досрочным выборам при нарастании давления со стороны западных партнеров (некоторые политические эксперты не исключают реализации оранжевого сценария) и углубления социально-экономического кризиса рейтинг ДПМ может скатиться до 6-7%. Демпартия начнет балансировать на грани прохождения в парламент.

Правый фланг

Молдавский правый политический фланг всегда отличался большой скученностью. Исходя из ограниченности правого электората и непомерных амбиций правофланговых лидеров, партии правого толка в Молдове в основном всегда были карликовыми объединениями. Исключением являлась разве что Либеральная партия Михая Гимпу.

Но сейчас ее политические перспективы под вопросом. Социологические опросы дают ЛП 7-8% при проходном барьере в 6%. Политические эксперты не исключают, что в случае успешной реализации политпроекта на основе Платформы DA, электорат либералов, как и других партий правого толка, перетечет к партии “Достоинство и правда”.

Еще полгода назад лидеры DAутверждали, что их Платформа – “это гражданское проявление, а не политическое образование” и что “Платформа не преследует цели перерастания в политическую партию”.

Сегодня они активно занимаются партстроительством и говорят, что на этот шаг их побудили граждане, отсутствие политической альтернативы на правом фланге и вероятность прихода к власти левых сил.

У платформы DAесть все возможности стать политической альтернативой на правом фланге и единой прозападной политической силой, подмяв под себя не только правофланговый электорат, но и активистов целого ряда правых партий. В том числе ЛДПМ и ЛП.

Переходя на политические рельсы, лидеры Платформы не стали изобретать велосипед, терять время на сбор подписей для регистрации, а пошли по самому простому и действенному пути – воспользовались услугами уже зарегистрированной политической партии. Ею стала “Народная сила” политолога Николая Киртоакэ.

Симбиоз НС и DAможет получиться продуктивным. “Народная сила” была создана в 2013 году, но, как большинство “интеллигентных” молдавских партий, пошла по “теоретическому” пути. Она тоже объявила о себе, как об альтернативе - коммунистам и трем правящим партиям, предложив избирателям политическую программу под названием “Патриотизм. Ответственность. Процветание”. Однако ее политический старт оказался неудачным: 0,73% на парламентских выборах-2014.

А вот Платформа DAсвой статус “реальной проевропейской политической альтернативы” сначала обкатала практически – на еженедельных антиправительственных митингах, Великих нацсобраниях и в палаточном городке. То есть, для начала привлекла к себе внимание. И не только потенциальных избирателей, в рядах которых накопилась критическая масса недовольства действиями властей, но и западных партнеров.

Вашингтону и Брюсселю в Молдове тоже нужна проевропейская альтернатива дискредитировавшим себя партиям власти, которую они наверняка будут не только поддерживать, но и подпитывать.

Сейчас в активе Платформы DA- большие общественные ожидания по очищению и переформатированию власти, поддержка (через вице-председателя партии Александра Слусаря) определенной части сельхозпроизводителей; команда политических теоретиков, доставшихся от “Народной силы”; протежирование со стороны западных партнеров, которые при удачном развитии данного политического проекта могут делегировать в него своих креатур, которые сейчас активно поддерживаются при помощи соцопросов.

Еще одним козырем для наращивания политического рейтинга новоиспеченной партии может стать конституционный референдум о всеобщих выборах президента и снижении количества депутатов. Вернее, не проведение всенародного плебисцита.

По действующему законодательству инициатива пересмотра Конституции может исходить как минимум от 200 тыс. граждан, обладающих правом голоса, которые представляют не менее половины районов страны, в каждом из которых должно быть собрано не менее 20 тыс. подписей в поддержку инициативы об изменении Конституции.

Стартовые возможности Платформы DAне позволяют ей выполнить это законодательное условие. Разветвленной сети партячеек, способной мобилизовать электорат на местах, у DAнет. Однако, у «Народной силы» такие ячейки, скорее всего, сохранились и быстро активизируются на фоне последних событий.

В итоге где-то 300-400 тыс. подписей в поддержку референдума о всенародных выборах президента инициативная группа партии “Платформа DA”набрать может.

Вопрос, нужно ли вводить в стране прямые выборы президента без кардинального пересмотра Конституции с целью предоставления Президенту реальных прав в управлении государством. К примеру, как в США? Очевидно, лидеры этого политического политформирования пока такими вопросами не задаются. Пока их задачей является сбор подписей с целью их передачи в Парламент. Скорее всего, власти найдут много нарушений при сборе подписей и референдум объявлен не будет.

Но это только сыграет на руку Платформе DA. Ведь главное не законодательные частности, в которых неискушенный электорат не разбирается, главное посыл – партии власти не хотят всеобщих выборов президента.

В итоге на волне народного негодования, DAстанет активно зарабатывать политические дивиденды, закрепляя статус политической альтернативы правого фланга, а также единой прозападной политической силы. Если, конечно, не столкнется с ахиллесовой пятой практически всех молдавских громких политических проектов: непомерные амбиции лидеров, монополизация процесса партостроения группой лиц, борьба с инакомыслием и критикой в партийных рядах.

“Барометр общественного мнения” пока дает Платформе DA18% голосов (по определившимся респондентам). Эксперты считают, что при удачной раскрутке рейтинг DAможет вырасти до 20-22%. А вот аппетиты лидеров Платформы распространяются вплоть до “обеспечения парламентского большинства, чтобы взять на себя управление страной”.

В общем, если резюмировать нынешние политические процессы, то впервые с 2009 года политическая ситуация в Молдове меняется. И достаточно кардинально. Две реальные политические альтернативы – правофланговая (Платформа DA) и левофланговая (“Наша партия”) находятся на подъеме. И пока их рейтинги растут, им нужно срочно попасть во власть.

Поэтому обе партии настойчиво добиваются досрочных парламентских выборов. DAпод предлогом “Нужно спасать европейский вектор, ведь если так называемые проевропейцы останутся у власти, то Додон и Усатый соберут конституционное большинство” – под предлогом “освобождения Молдовы от правящего режима олигархов и ликвидации всей олигархической системы”.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

Используете ли вы искусственный интеллект в своей работе/учебе?