X 
Выборы в Молдове новостей: 5190
Акция протеста новостей: 1699
Землетрясения новостей: 501

Ион Стурза: I'm back

23 дек. 2015, 17:40   Политика
2533 9

Ион Стурза: I'm back
Фото: basarabia.md

Ксения Флоря

2015 год в Республике Молдова заканчивается тем же, с чего и начинался: ни правящей коалиции, ни правительства. Правда, кандидат в премьер-министры имеется. Но с нынешним составом парламента шансов опять стать премьером у Иона Стурзы фактически нет. Но такая цель, скорее всего, и не преследуется.

Выдвижение в премьер-министры с последующим провалом голосования для Иона Стурзы – хорошая возможность громко напомнить о себе и официально вернуться в активную политику. Как “человек, который может дать Молдове новую надежду” (это слова Валерия Стрельца) и политически независимый евроинтегратор, которому демократы Плахотнюка и их политические партнеры так и не дали возможности приступить к реальным реформам и борьбе с коррупцией.

Креатуры Запада

Сейчас Ион Стурза активно поддерживает данное реноме. Во вторник, после консультаций с ЛДПМ, кандидат в премьер-министры объявил, чтосам сформирует правительственную команду “из патриотов и честных профессионалов”, которым предстоит приостановить свое членство в партиях и подписать декларацию о неподкупности, разработанную совместно с представителями гражданского общества.

Каждый претендент на пост министра, по словам Иона Стурзы, должен будет заявить о том, что у него нет судимости и проблем с налоговой инспекцией. Уметь объяснить происхождение своего движимого и недвижимого имущества. Подтвердить, что не состоит в конфликте интересов и не сотрудничает с секретными службами.

Для человека, реально претендующего на премьерство в Молдове, причем при любом политическом раскладе, это слишком смелое и утопичное заявление. Но вполне подходящее дляимидж-кампании по возвращению в большую политику.

В политику Иона Стурзу “возвращали” не раз. В 2013 году, например, ходили слухи, чтоСтурза может возглавить партию “Народная сила”, созданную его бывшим главным советником, политологом Николаем Киртоакэ. Потом его долго обхаживали отколовшиеся от ЛП либерал-реформаторы.

Весной 2015 года, когда развернула свои протесты Гражданская платформа “Достоинство и правда”, в экспертной среде ходило мнение, что Платформа DA– это проект ряда крупных предпринимателей, потерявших в свое время власть и отодвинутых от власти. Назывались имена братьев Цопа, Иона Стурзы, Вячеслава Платона.

Сейчас Платформа DAстала партией. Причем на основе “Народной силы” Николая Киртоакэ. И по одной из версий, не прошедший парламентское сито, зато хорошо распиаренный Ион Стурза, может возглавить данное политформирование или во главе избирательного списка повести его на досрочные выборы.

По другой версии, Ион Стурза может стать председателем обезглавленной после ареста Владимира Филата ЛДПМ, поскольку Валерий Стрелец “не тянет”. А западным партнерам необходимы несколько полюсов притяжения на правом политическом фланге - чтобы в случае досрочных выборов наверняка отобрать голоса как у правофланговых политформирований, включая склонную к соглашательству ЛП Михая Гимпу, так и у центристской ДПМ.

Сейчас правый политический фланг либо разрушен Владимиром Плахотнюком (ЛДПМ), либо им контролируется (ЛП и целый ряд карликовых партий). Ноименно на этом фланге представлен проевропейский, проамериканский и прорумынский электорат, контроль над которым с помощью своих креатур западные партнеры сейчас пытаются перехватить.

Социологические опросы, проведенные в последнее время в Молдове на американские деньги, демонстрируют весьма прискорбную для Вашингтона и Брюсселя картину.

Согласно данным совсем свежего опроса общественного мнения, проведенного молдавской социологической компанией IMAS и американской Lake Researchпо заказу американского Национального демократического института по международным вопросам (NDI),в будущий парламент проходят шесть партий: “Наша партия” Ренато Усатого (22,5% определившихся респондентов), ПСРМ (21,1%), Платформа DA(16,9%), ПКРМ (12,7%), Европейская народная партия Юрия Лянкэ (9,9%) и Либеральная партия (7%).

Причем левые получают в будущем законодательном органе “президентское” большинство. 25 мандатов “Нашей партии”, 23 – ПСРМ и 15 ПКРМ (опрос проводился еще до исхода из фракции 14 раскольников) в сумме дают 63 голоса, а президент избирается 61-им.

Поэтому все усилия западных партнеров сейчас направлены на то, чтобы максимально “подобрать” правый политический сегмент (и, желательно, еще и политический центр), консолидировать его, поставить под свой контроль при помощи своих выдвиженцев, чтобы впредь не допустить никакой самодеятельности со стороны местных политиков.

Для этого поддержана и развита платформа DA, которую позиционируют как правоцентристское политобразование. Раскручивается фигура Иона Стурзы, как будущего лидера одной из правоцентристских партий (скорее, ЛДПМ, сохранившей позиции в территориях и админресурс в лице минфина и МВД), который, видимо, сразу же из кандидата в премьер-министры перейдет к предвыборной борьбе.

Запущен новый политический проект во главе с Майей Санду, задача которого подобрать электорат либералов, скомпрометировавших себя связями с Плахотнюком. Причем рейтинги экс-министра просвещения, практически никак не проявлявшей себя в последние месяцы, сейчас активно накручиваются. Майя Санду – лидер рейтинга доверия политиков (43%) и рейтинга кандидатов в премьер-министры (12%) по версии американского NDI.

Таким образом, уже в кратчайшие сроки политический сегмент, составляющий около 50% электората Республики Молдова (правый фланг и часть центра), может быть охвачен подконтрольными Западу политиками.

Ловушка для Плахотнюка

Для Владимира Плахотнюка сейчас сложилась патовая ситуация, заставившая его выйти из тени и срочно вернуться в активную политику.

Создается впечатление, что Николай Тимофти не зря так долго юлил, тянул с выдвижением кандидата в премьер-министры, вел консультации то с одной парламентской фракцией, то с другой, то со всеми вместе, выдвигал условия, называл конечные сроки и т.д. Благодаря этим телодвижениям президенту удалось так подгадать время, что уреального лидера Демпартии фактически не остается возможностей для маневров.

Указ о назначении кандидатом в премьер-министры Иона Стурзы Николай Тимофти подписал 21 декабря. У кандидата в премьеры 15 дней на формирование правительственной команды и написание для нее программы действий. То есть, к 5 января парламент, которому полноценные зимние каникулы в этом году, судя по всему, не светят, должен проголосовать или не проголосовать за правительство Стурзы. Скорее всего, эта попытка будет провальной.

В этом случае президент максимум до 14 января должен будет выдвинуть очередную кандидатуру на должность премьер-министра. Потому что Конституционный суд постановил, что 29 января — крайний срок, до которого должно быть утверждено правительство. А у кандидата в премьеры по закону должны быть 15 дней на подготовку.

В экспертном сообществе не исключают, что Николай Тимофти может и во второй раз выдвинуть кандидатуру Иона Стурзы. И если парламент опять провалит голосование, президент будет обязан распустить законодательный орган и назначить досрочные выборы. Тут Владимир Плахотнюк и его аналитики явно не доглядели, позволив Конституционному суду в конце ноября крайне не выгодно для текущей ситуации интерпретировать положения ст.85 Конституции.

Согласно ст. 85 (2), если депутатам парламента не удается утвердить правительство в течение 45 дней с момента начала процедуры или если они отклонят не менее двух раз выдвинутую кандидатуру, президент получает право распустить парламент.А согласно ст.85 (4), парламент не может быть распущен в последние шесть месяцев до истечения срока полномочий президента Республики Молдова.

24 ноября Конституционный суд постановил,что парламент все-таки может быть распущен даже в последние шесть месяцев до истечения срока полномочий президента (у Николая Тимофти они истекают в марте 2016 года), при условии, что в течение трех месяцев не будет сформировано новое правительство.

Этот вердикт Конституционного суда был скептически воспринят рядом экспертов по конституционному праву, которые заявили, что КС вольно интерпретировал императивную, то есть, не подлежащую изменению норму. Но решения Конституционного суда бесповоротны и окончательны, поэтому Николай Тимофти после 29 января имеет право распустить парламент.

В этих условиях у фактического руководства ДПМ, которому крайне не выгодны как досрочные выборы, так и Ион Стурза на посту премьер-министра, есть только один выход. В ближайшую неделю-две дать ход запросу социалистов в КС о нарушении президентом Тимофтисроков выдвижения кандидата на должность премьер-министра, обвинить главу государства в узурпации власти и объявить ему импичмент.

В этом случае и.о. президента станет председатель парламента Андриан Канду, который к 14 января и выдвинет в премьер-министры “нужного” человека. Пока все свидетельствует о том, что в ДПМ остановились именно на этом сценарии, иначе, зачем демократам нужно было в очередной раз разбивать союзническую ПКРМ, выводить из ее фракции 14 депутатов и спешно формировать в парламенте т.н. Социал-демократическую платформу?

Конечно, в случае импичмента Тимофти сроки избрания нового президента и все сопутствующие этому процедуры и проблемы (подбор подходящей кандидатуры, закулисные переговоры, сколачивание “президентского” большинства в парламенте) сдвинутся на полтора-два месяца. Зато это позволит фактическому руководству ДПМ избежать или на время отодвинуть досрочные выборы.

Правда, такой вариант развития событий может сильно возмутить Брюссель и Вашингтон, которые, как считают некоторые эксперты, могут “предпринять реальные действия для окончательного решения вопроса Плахотнюка”. То есть, запустить “оранжевый” сценарий для Молдовы.

На самый крайний случай у руководства ДПМ есть еще один вариант действий. Скрепя сердце, Владимир Плахотнюк соглашается на премьерство Иона Стурзы, который со второй попытки становится во главе исполнительной власти. А оставшееся до истечения полномочий Николая Тимофти время Плахотнюк посвящает сколачиванию “президентского” большинства в парламенте.

Новым президентом становится либо сам Владимир Плахотнюк, либо “надежный” человек. После чего правительство Иона Стурзы под каким-нибудь благовидным предлогом отправляется в отставку. Но этот вариант выглядит утопичным – как из-за личностных отношений Плахотнюка и Стурзы, так и из-за того, что слишком много рисков он несет для демократов.

И, наконец, четвертый вариант развития событий: Плахотнюк договаривается с находящимся в заключении Филатом (лидер “Нашей партии” Ренато Усатый настаивает, что такая встреча уже состоялась), Николай Тимофти больше не настаивает на кандидатуре Стурзы, ЛДПМ за ряд привилегий и послаблений для своего лидера поддерживает кандидата в премьер-министры Владимира Плахотнюка или другого выдвиженца демократов и возвращается во власть.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

Используете ли вы искусственный интеллект в своей работе/учебе?