Выборы в Молдове новостей: 5180
Акция протеста новостей: 1746
Землетрясения новостей: 505

Что несёт новая регуляторная реформа?

8 июн. 2016, 10:12   Политика
7206 2

“Что больнее – десять розог или одна большая дубина?”
Фото: facebook.com

Ксения Флоря


Если исходить из недавних заявлений премьер-министра Павла Филипа и исполнительного координатора совета правящей коалиции Владимира Плахотнюка, правящая коалиция решила позаимствовать реформаторские идеи ПКРМ 10-летней давности.
Премьер-министр уже проанонсировал новую масштабную административную реформу (предыдущая кардинальная чистка госаппарата была запущена в 2005 г.). Новую регуляторную реформу (у ПКРМ она называлась «Гильотина-1» и «Гильотина-2»). И кардинальное сокращение (путём слияния) контролирующих органов.

Это тоже уже было. В 2002 г. для “исключения дублирования контролирующей деятельности разными ведомствами и инстанциями” были объединены департамент по борьбе с коррупцией и организованной преступностью МВД, управление финансово-экономической полиции, департамент финансового контроля и ревизий Министерства финансов, а также финансовая гвардия при ГГНИ, и создан Центр по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией, который “Альянс за евроинтеграцию” в 2012 г. лишил экономической составляющей из-за “дублирования работы других организаций, уполномоченных заниматься расследованием экономических преступлений”.

Теория и практика госрегулирования


В марте, подписав два распоряжения по устранению мер, ущемляющих бизнес-сообщество, премьер-министр Павел Филип заявил, что по результатам исследования, проведенного Министерством экономики и Всемирным банком, на сегодняшний день существует 416 различного рода разрешительных документов. 90% из них не соответствуют, как минимум, одному из принципов “разумного управления”, предусмотренных действующим законодательством.

Тогда премьер объявил, что число разрешительных документов будет сокращено на 25%. А по остальным бумагам подкорректированы условия, процедуры и стоимость выдачи - во избежание злоупотреблений.

На недавнем экономическом форуме премьер-министр пообещал бизнесу еще более масштабные изменения: количество разрешительных документов к концу года поэтапно будет сокращено с 400 до 200. А число контролирующих органов, проверяющих бизнес, с 69 до 10.

“Реформа предполагает сокращение этих структур, путем слияния, до десяти учреждений с проверяющими функциями и четырех национальных регуляторов. Так мы будем знать, что происходит на рынке”, - сказал Павел Филип.

Всех этих усилий и громких обещаний не потребовалось бы, если бы правительство действительно выполняло то, что уже когда-то обещало и даже принимало.

Летом 2013 г., на выездном закрытом заседании в Голерканах, кабинет министров утвердил два масштабных документа - Стратегию реформы регулирования предпринимательской деятельности на 2013-2020 гг. и План действий по развитию бизнеса до 2015 г.

Тогда тоже было объявлено, что деловое сообщество очень скоро ощутит на себе результаты усилий правительственной команды по улучшению бизнес-климата.

Стратегия и План предусматривали, что к 2015 г. количество проверок будет сокращено, как минимум, на 20%, а к 2020 г. – не менее чем на 40%. Количество обязательных отчетов уменьшится на 10% - до 2015 г. и на 40% -до 2020 г.

Расходы на получение разрешительных документов будут сокращены на 20% до 2015 г. и на 40% - до 2020 г. К 2015 г. будут оцифрованы 20% публичных услуг, предоставляемых бизнес-сообществу. К 2017-му, как минимум, 30% от общего объема разрешительных документов будут выдаваться посредством единого окна. А, начиная с 2015 г., ни один госорган не попросит предпринимателей представлять информацию, которую он уже предоставил другому ведомству.

Исследование Всемирного банка “Стоимость госрегулирования бизнеса в 2015 г.” (оно было представлено в феврале этого года) показало, что 30% опрошенных экономических агентов считают, что за последние пять лет каких-то изменений с получением разрешительных документов не произошло, а 13% из них отметили даже ухудшение ситуации.

Предприниматели заявили, что государственные органы, вопреки обещаниям правительства, продолжают требовать от них справки или сертификаты, не предусмотренные действующим законодательством, а прописанные только во внутриведомственных актах и приказах.

Отметив высокие официальные платежи за сертификацию, 38% опрошенных компаний заявили, что им приходится еще платить и неофициально. А в целом, согласно исследованию ВБ, за год на различные разрешительные документы и лицензии молдавский бизнес расходует 136 млн леев, на получение которых уходит почти полтора миллиона дней.

Общая детоксикация


Бывший министр экономики Валерий Лазэр считает, что чистку законов и ведомственных актов, регулирующих бизнес, нужно проводить каждые два-три года.

“За это время, как токсины в организме, накапливается определенная критическая масса различного рода документов, регулирующих бизнес. Поэтому время от времени необходимо проводить “детоксикацию”, то есть регуляторная реформа должна быть постоянным, а не единичным процессом”, - говорит он.

То, что разработанная Министерством экономики Стратегия реформы регулирования предпринимательской деятельности на 2013- 2020 гг. так и осталась на бумаге, бывший министр объясняет двумя причинами.

Первая - политическая составляющая. “Регуляторная реформа - это очень тяжелая реформа, это - поиск компромисса, и она носит довольно тяжелую политическую нагрузку. Поэтому ее тяжело реализовывать в период выборов или политической нестабильности”.

Вторая причина - без реформы госаппарата регуляторная реформа обречена и очень быстро выдыхается.

“Можно, конечно, попытаться выжать максимум возможного, не трогая структуру. Мы так и пытались сделать в 2013 г. Просили у госорганов - если на предприятие, например, идет с проверкой налоговая служба, а таможенной службе тоже нужно там что-то проверить, согласуйте это между собой. Попросите, чтобы коллеги из другого ведомства проверили интересующие вас документы и предоставили информацию.

Но вы же понимаете, что пока существует какой-то контролирующий орган и там работают 100 человек, все они постоянно будут искать, чем заняться, и придумывать новые процедуры”, - заявил Валерий Лазэр noi.md.

То, что правительство сейчас, помимо регуляторной реформы, объявило и о намерении провести реформу публичного управления, вселяет в бывшего министра экономики “определенный оптимизм”. Тем более что дальше тянуть правительство уже не может – это обязательства официального Кишинева перед внешними партнерами. В том числе в плане внедрения Соглашения об ассоциации с Евросоюзом.

Однако, как не раз отмечали эксперты, внедрение этого документа и переход на европейские стандарты и практики, наоборот, предполагает появление целого ряда новых авторизаций и даже (не исключено) контролирующих органов.

Подписав Соглашение об ассоциации, Республика Молдова взяла на себя обязательство внедрить сотни актов ЕС - директив, регламентов, решений, положений, рекомендаций Комиссии и Совета ЕС, а также Европейского парламента. Только в агросекторе необходимо внедрить 26 регламентов и 20 директив, связанных с контролем качества сельскохозяйственной продукции, органическим земледелием, рыночными стандартами для растений, семян, продуктов, полученных из растений и т.д. В энергосекторе - 16 регламентов, 24 директивы и три решения. В транспорте - шесть регламентов и 23 директивы.

Как это все сочетается с обещанием Павла Филипа вдвое сократить число разрешительных документов и почти в семь раз - количество контролирующих органов?

Валерий Лазэр на этот вопрос ответил так: “Если до сих пор регуляторная реформа у нас больше базировалась на дерегуляции предпринимательской деятельности, то есть сокращении количества лицензий, авторизаций, разрешений и т.д., то теперь необходимо перейти от дерегуляции к так называемому smart-регулированию, то есть умному регулированию.

Вопрос состоит не в том, есть какая-то регуляция или нет, а в том, сколько усилий и денег должен потратить на нее бизнес. Лицензий и авторизаций может быть и больше, но одно дело, когда на получение одной лицензии ты тратишь кучу времени, усилий и денег. И другое дело, когда на получение пяти лицензий, допустим, по электронной почте, у тебя уходит полчаса и минимум затрат”.

Радикальные реформы или пыль в глаза?


Экономический эксперт Валерий Прохницкий в 2013 г. был советником премьер-министра Юрия Лянкэ по экономическим вопросам, и после принятия Стратегии реформы регулирования предпринимательской деятельности на 2013-2020 г. вместе с Министерством экономики был поставлен курировать вопросы, связанные с ее внедрением.

На вопрос, почему в 2013-м регуляторная реформа не пошла, Валерий Прохницкий сказал, что это одна из тех реформ, с которыми очень трудно справиться, т.к. у нее очень много врагов. И главный враг – среднее чиновничье звено.

“Это люди постоянные в своих должностях, те, кто сидит на своих местах десятилетиями, кто бы ни находился у власти. Они знают, как брать деньги и делиться с теми, кто сидит выше. Это целая каста, которая упорно сопротивляется любым попыткам в чем-то их ограничить”, - говорит Валерий Прохницкий.

По его мнению, главное в проанонсированных правительством реформах - не количество контролирующих органов или сроки проверок, а отношение к бизнесу.

“Если люди с контролирующими функциями изначально видят в бизнесе врага или средство наживы, то не важно, сколько у нас будет контролирующих и регуляторных органов – один или сто. Ничего не изменится. В первую очередь нужно менять отношение, а для этого нужно менять людей. А в случае механического сокращения количества контролирующих инстанций мы, если образно говорить, просто окажемся в ситуации, что бьет по спине больнее – 10 розог или одна большая дубина”, - считает эксперт.

То, что сейчас, кроме регуляторной реформы, правительство собирается запустить и масштабную реформу государственного управления, по мнению Валерия Прохницкого, “теоретически повышает ее шансы”. Но в целом он настроен скептически.

“Скоро выборы. В таких условиях никто не захочет дергать и раздражать класс чиновников – потенциальный электорат правящих партий”, - уверен эксперт.

Председатель Ассоциации сельхозпроизводителей Uniagroprotect Александр Слусарь тоже сомневается в том, что власти запустят и доведут до конца обещанные ими радикальные реформы.

“Экономика у нас сейчас контролируемая. А чтобы контролировать все потоки, необходимо определенное количество людей. Проблема не в дублировании одними органами функций других, а в том, что сегодня один чиновник у нас, по сути, контролирует другого. Это что-то вроде института смотрящих: так обеспечивается контроль над денежными потоками. Поэтому сокращение чиновничьего аппарата несет определенный риск для системы”, - считает Александр Слусарь.

Да и накануне президентских выборов, уверен он, никто не будет “сокращать кучу чиновников - своих потенциальных избирателей”.

По мнению Александра Слусаря, все нынешние заявления о готовности правительства к радикальным реформам на самом деле рассчитаны не столько на внутреннее потребление, сколько на западных партнеров.

“Это - пыль в глаза доноров, чтобы они быстрее разблокировали финансовую помощь, без которой правительству приходится очень трудно. Или другой вариант: власти обещают Вашингтону и Брюсселю провести радикальные реформы, которые внешние партнеры уже давно требуют, но взамен, ссылаясь на необходимость времени и политической стабильности для проведения реформ, просят не вмешиваться в происходящие в стране политические процессы и, в частности, движение в сторону авторитарного режима”, - считает Александр Слусарь.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Используете ли вы искусственный интеллект в своей работе/учебе?