Выборы в Молдове новостей: 5183
Акция протеста новостей: 1746
Землетрясения новостей: 505

Калькуляция “большой” приватизации

16 сен. 2013, 17:17   Экономика
18397 4
Фото: noi.md
Ксения Флоря

Правительство готовится к очередной волне большой приватизации. На прошлой неделе был утвержден новый, актуализированный список объектов, которые будут переданы в частные руки. В нем 188 предприятий и 11 незавершенных строений, среди которых такие крупные объекты, как: национальный оператор фиксированной телефонной связи “Moldtelecom”, северо- и северо-западные распределительные сети, ТЭЦ-Nord, Костештская ГЭС, бельцкий коньячный комбинат “Barza Alba”, кишиневская “Aroma”, доля государства (90,81% акций) в “Tutun-СTC”, “Air Moldova”, “Aeroport Catering”, “Aeroport Hadling” и прочие, остающиеся пока в госсобственности активы. От их продажи министерство экономики планирует выручить 1 млрд леев. Или в переводе на более твердую валюту - $78 млн.

Один список утверждаем, другой – в уме

Цифра 1 млрд леев, озвученная вице-премьером Лазэром, звучит внушительно. $78 млн - как-то не очень. Тем более, если внимательно пробежаться по новому списку объектов, подлежащих приватизации, то можно увидеть, что номинал одной акции АО “Moldtelecom” составляет 10 леев. А их всего 98 млн 419 тыс. 395. То есть, если продать весь пакет “Молдтелекома” по номиналу, то выручка от приватизации уже должна составить почти 1 млрд леев или примерно $76 млн. А как же остальные почти 200 объектов?

Правительственные чиновники “не на камеру” такой огромный разрыв между написанными и озвученными цифрами объясняют весьма оригинально. Во-первых, по их словам, “еще не факт, что “Молдтелеком” действительно будет выставлен на продажу”, потому что в правительстве не уверены, что национальный оператор фиксированной связи “удастся выгодно продать”. Тогда логичен вопрос – а зачем АО “Moldtelecom” вообще нужно было помещать в актуализированный список объектов, подлежащих приватизации, если его никто не собирается продавать?

Вторая причина, на которую ссылаются в правительстве: оказывается, именно такую цифру - 1 млрд леев - заложил минфин в бюджет следующего года в виде доходов от приватизации. Отсюда все в правительстве сейчас и скачут. Хотя опрошенные мной чиновники очень сомневаются, что бюджету удастся собрать такую сумму, учитывая приватизационные тенденции последних лет.

Бывший вице-премьер, экономист Александр Муравский тоже не верит в заявленную магию цифр: “Если посмотреть на те цифры, что были заявлены в бюджете в виде доходов от приватизации за последние три года и на реально полученные деньги, то становится ясно – приватизация в Молдове не идет. Не вызывают наши объекты большого интереса у потенциальных инвесторов”.

В доходности нового приватизационного вала Александр Муравский тоже сомневается: “Северные и северо-западные сети? Не знаю, кто сейчас решит их купить. Возможно, придет российская РАО ЕЭС. Или, если покупателя не найдется, правительство, допустим, может снять ограничения и отдать сети “Gas Natural Fenosa”, превратив ее в компанию-монополиста. Но в “Феносе” знают реальную ситуацию и в самих сетях, и на рынке, поэтому много за сети не дадут. ТЭЦы? Вряд ли их кто-то купит. “Арома” и “Белый аист”? Во-первых, предприятия обанкротили. Введение российского эмбарго тоже как-то не добавляет привлекательности этим лотам. Так что много стоить коньячные комбинаты не будут”.

“Молдтелеком”? Национального оператора, по словам Александра Муравского, уже не раз выставляли на продажу. Последний раз это было в 2003 году, но тогда конъюнктура на рынке связи было куда более благоприятной, чем на данный момент. И то, единственный участник приватизационного конкурса, российская МГТС, предложила за 51% акций только $20 млн. Поэтому продажу “Молдтелекома” решили отложить до той поры, пока конъюнктура на рынке связи не станет более благоприятной.

“Сейчас, по большому счету, за “Телеком” много не дадут. В том числе потому, что массовая приватизация в этом секторе давным-давно прошла – лет 10-15 назад. Основные крупные телекоммуникационные игроки уже купили “Телекомы” в Румынии или прибалтийских странах. Кроме того, сектор сейчас только выползает из кризиса. Поэтому продавать системообразующее, дающее прибыль предприятие в такой момент - не слишком удачная мысль”, - считает Александр Муравский.

“Большая” перестраховка или “большая дележка» ?

На вопрос “1 млрд леев от приватизации 200 объектов – это много или мало?”, экономист Михаил Пойсик ответил цифрами. “Имеются данные Национальной комиссии финансового рынка, согласно которым, в 2008-2010 годах стоимость акций “Banca de Economii” доходила до 200 леев за щтуку. В феврале 2008 года произошла самая крупная сделка – 909 акций BEM были проданы по 195 леев. Теперь представьте себе, если бы весь госпакет “Banca de Economii” в 56,13% продали, грубо говоря, по 200 леев. Это бы составило около 2,5 млрд леев. То есть, если бы BEM в последние годы целенаправленно не разрушали, реальная стоимость госпакета только одного этого банковского учреждения была бы в 2,5 раза больше, чем заявленная выручка от приватизации 200 объектов из актуализированного списка”.

И такое целенаправленное обанкрочивание более-менее привлекательных госактивов, считает Михаил Пойсик, происходит повсеместно. “Это уже целая приватизационная индустрия: предприятия целенаправленно банкротятся, а потом за бесценок распродаются и практикуются такие схемы давно.

А был ли мальчик?

По версии одного из предпринимателей, нынешний актуализированный список объектов, подлежащих приватизации, с такими громкими потенциальными лотами, как “Молдтелеком”, ТЭЦы или распределительные сети, может быть ничем иным, как… политическим вбросом, дымовой завесой.

Все, считает он, до безобразия просто: кто-то хочет заполучить за бесценок какие-то госактивы, либо предпринять какой-нибудь другой резонансный шаг, а чтобы отвлечь внимание общественности и политических оппонентов от грядущей авантюры, переключает их внимание на возможную передачу в частную собственность ряда стратегических объектов. В итоге, пока все шумят и возмущаются, сделка совершается, а потом правительство выходит с успокоительным заявлением. Например, что АО “Молдтелеком” все-таки не будет выставлено на продажу в связи с неблагоприятной конъюнктурой, сложившейся на европейском телекоммуникационном рынке.

“Молдтелеком” выставляется на продажу столько, сколько я помню себя в бизнесе. Но на данный момент не существует никаких ценовых параметров ни на один из объектов из приватизационного списка, нет никаких предварительных оценок, дат или процентов. В Агентстве публичной собственности говорят, что пока ничего такого в ближайшее время не предвидится, несмотря на утверждение списка. А если ничего этого нет, а есть только громкие политические заявления о намерениях, не исключено, что внимание общественности сознательно направляют в сторону, чтобы тем временем за ее спиной предпринять что-либо другое”, - предположил мой собеседник.

Председатель Ассоциации потребителей энергии Николай Могоряну тоже не исключает, что энергетические предприятия могли попасть в новый приватизационный список только ради массовки. “Обычно у нас в список объектов, подлежащих приватизации, просто так не попадают. Если предприятие там очутилось, значит, к нему есть определенный интерес и, не исключено, что и определенный покупатель. Но если на сети покупатель еще может найтись, особенно на RED-Nord, то инвестиционная привлекательность наших “ТЭЦов-инвалидов” вызывает большие сомнения. То есть, либо эти лоты будут проданы за бесценок, либо ТЭЦ Nord была включена в список исключительно ради массовки”, - считает Николай Могоряну.

Деньги каждому нужны. Деньги всякие важны

По мнению одного из аналитиков, настоящий приватизационный бум ожидает РМ в следующем году. 2014-ый – предвыборный год, со всеми вытекающими отсюда последствиями. И для высокопоставленных чиновников, положивших глаз на определенную госсобственность, это лучший период для того, чтобы прибрать ее к рукам. Авось в пылу политической борьбы и не заметят. А если и заметят, то не успеют ничего сделать.

Во-вторых, выборы требуют денег, и немалых - в том числе и для использования пресловутого административного ресурса. В этих условиях правительству приходится судорожно искать любые возможности для пополнения государственного бюджета. А приватизация все еще принадлежащих государству активов - самый простой и действенный из них.

Не нужно быть большим политическим аналитиком, чтобы со 100% вероятностью предсказать, что в 2014-ом правительство “выстрелит” целым пакетом социальных проектов, объявив о существенном повышении зарплат, пенсий, пособий и прочих выплат. Поэтому когда вице-премьер Валерий Лазэр на заседании правительства говорит: “будем настаивать на том, чтобы поступившие деньги — все до последней копейки — пошли на реализацию инфраструктурных проектов. Люди должны увидеть, что они получат взамен. Какие школы, дороги были отремонтированы”, - пользователям социальных сетей и аналитикам не стоит особо ерничать. Пусть и не все до последней копейки, но часть средств от “большой” приватизации-2014 партии КПП наверняка отложат на социальные нужды. Это будет нечто вроде “предвыборного денежного котла” правящей коалиции. Или фонда демонстрации безграничной заботы власти о собственном народе.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Используете ли вы искусственный интеллект в своей работе/учебе?