Выборы в Молдове новостей: 5183
Акция протеста новостей: 1746
Землетрясения новостей: 505

Кто в Молдове главный? На этот вопрос ответил Конституционный суд

27 сен. 2013, 13:30   Политика
25768 9
Фото: noi.md
Виктор СУРУЖИУ

Единственный в Молдове орган конституционной юрисдикции постепенно превращается в самый важный государственный институт. С тех пор, как в одном из решений он объявил о своей неподконтрольности политическим властям, его действия все меньше поддаются правовой логике. Тем не менее, именно здесь выносятся окончательные вердикты по многим вопросам, играющим принципиально важную роль для отдельных партий и политических игроков. Все чаще Конституционный суд (КС) выступает в качестве последней инстанции, принимающей решения государственной важности: быть или не быть Владу Филату премьером, правомерны ли отставки и назначения ключевых чиновников, состоится ли сделка по передаче столичного аэропорта в частные руки, сколько может работать парламент в конкретной политической ситуации и легитимен ли молдавский президент.

«Практически любое действие главы государства, парламента или правительства может при помощи КС приобрести неконституционный окрас, - отмечает один из наших экспертов. - Главенствующая роль этого органа стала проявляться еще более четко после наделения его полномочиями по оперативному блокированию действия законов и других актов парламента, постановлений и распоряжений правительства, указов президента, международных соглашений. Основания для приостановления их действия настолько широки и туманны, что фактически этот вопрос оставлен на усмотрение суда или даже его председателя, который в ряде случаев может самостоятельно распорядиться о том, что закон, постановление или указ перестают действовать – достаточно одного росчерка пера.

Это лишний раз свидетельствует о сосредоточении власти в руках конституционных судей. Или же тех «серых кардиналов», которые стоят за ними и имеют возможность периодически манипулировать конституционным правосудием. Замечу, что последние законодательные изменения были приняты в пакете поправок, проголосованных парламентом в рекордные сроки: на их утверждение в двух чтениях и опубликование в Monitorul Oficial ушли считанные дни. Впоследствии большинство из них отменили, в том числе введение смешанной избирательной системы и запрет на голосование по советским паспортам. А Закон о КС и Кодекс конституционной юрисдикции в новой редакции продолжают действовать, и, похоже, что только сейчас власти начали осознавать, к чему это может привести. Фактически бразды правления сосредотачиваются в руках небольшой группы людей, беспристрастность которых регулярно ставится под сомнение – как самими политиками, так и гражданским обществом.

Члены КС, как известно, обладают румынскими паспортами и приносили присягу на верность соседнему государству. У некоторых из них за плечами солидный багаж скандальных историй, которые могли бы поставить под сомнение авторитет органа конституционной юрисдикции. Во многом этому способствует политический класс, периодически выступающий с громкими декларациями. Неподкупность КС неоднократно ставилась под вопрос, вспомним хотя бы возмущение министра юстиции Олега Ефрима после вынесения вердикта о неправомерности ликвидации экономических судов или эмоциональные всплески Михая Гимпу, когда инициативы либералов оказались неконституционными. «Вокруг КС ходят люди с торбами денег», - заявил однажды председатель Либеральной партии. Хотя эти декларации остались без доказательств, общественное мнение уже сформировалось».

Именно в КС во многих случаях лежит путь тех, кто желает свергнуть «небожителя» или, напротив, сохранить высокий статус. На прошлой неделе суд еще раз вполне отчетливо дал понять, что ему принадлежит последнее слово при принятии кадровых решений на властном Олимпе. По инициативе либералов КС признал неконституционными отставки директора Национального агентства по регулированию в энергетике Виктора Парликова и вице-председателя Счетной палаты Тудора Шойту. Оба были назначены по квоте Либеральной партии в период, когда она входила в правящий альянс. Они лишились постов на последнем заседании весенне-летней сессии парламента, а теперь смогут вернуться в руководящее кресло.

Кроме того, были признаны неконституционными кадровые перестановки в правительстве. КС постановил, что Юрие Лянкэ незаконно уволил вице-министра Михая Молдовану, министра транспорта Анатолие Шалару и руководителя агентства «Молдсильва» Иона Чебану. Все уволенные также представляют Либеральную партию. Ранее, напомним, КС возвращал Иона Муруяну на пост председателя Высшей судебной палаты, признавал незаконным отстранение Корнелиу Гурина от должности генпрокурора, подтверждал легитимность назначения Серафима Урекяна главой Счетной палаты. Да и Николае Тимофти сохранил свой президентский пост во многом благодаря конституционным судьям.

Но, пожалуй, самым резонансным стало постановление, которое многие аналитики расценили как политическую смерть лидера ЛДПМ Влада Филата. Судьи пришли к выводу о незаконности его назначения кандидатом на пост премьер-министра в связи с прозвучавшими ранее обвинениями в коррумпированности кабмина. Правительство было отправлено в отставку посредством вотума недоверия именно по этой причине, и КС посчитал, что возвращение Филата на руководящий пост неуместно. Тем самым был дан старт процессу ослабления одного из сильнейших электоральных конкурентов, а наблюдатели терялись в догадках: куда делся конституционный принцип презумпции невиновности и почему те же ограничения не распространяются на других членов правительства, отстраненного от управления страной.

Эксперты констатируют, что последние решения КС и изменения правового поля кардинально меняют теорию и практику конституционного правосудия в Молдове. На основании одного из недавних запросов, поступивших от депутата Сергея Сырбу, суд еще более расширил собственные возможности. Были признаны неконституционными положения, запрещающие заседания пленума КС в неукомплектованном виде. Иными словами, теперь, для решения самых важных вопросов, дозволено созывать пленум при наличии четырех, а не шести судей. При этом уже не будет иметь значение, представлены ли на заседании магистраты, пришедшие в КС со стороны всех трех ветвей власти – законодательной, исполнительной и судебной. Высокая инстанция также указала парламенту, что он не вправе увольнять конституционных судей за нарушение присяги.

«Любая норма закона или законодательное изменение, которые будут иметь в качестве эффекта блокирование в любой форме функциональности КС, изначально считаются неконституционными», - отмечается в решении. Здесь же суд впервые открыто назвал себя политическим органом власти, подразумевая, что это вытекает из способа назначения судей. Подчеркивается, что магистраты вправе самостоятельно высказываться по своим компетенциям, которые не могут быть обжалованы ни одним органом власти. Также определено, что судьи не могут быть привлечены к ответственности за голоса и мнения в ходе исполнения мандата и даже после его истечения.
0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Используете ли вы искусственный интеллект в своей работе/учебе?