Выборы в Молдове новостей: 5188
Акция протеста новостей: 1698
Землетрясения новостей: 501

Чего хотят молдаване - Дмитрий Чубашенко

14 мар. 2014, 03:54   Общество
6041 18
Фото: noi.md
На границах Молдовы, как со стороны России и стран НАТО, так и внутри Украины, наблюдается повышенная военная активность с участием десятков тысяч людей, авиации, флота, бронетехники. На днях неопознанные боевые истребители летали над Кишиневом.

Ясновидящие политологи-экстрасенсы, которые с умным видом рассуждают о том, что может быть, а чего быть не может, в очередной раз посрамлены Историей, которая творится на наших глазах. Если бы месяц назад их спросили, введет ли Россия войска в Крым, они бы сказали, что такое просто невозможно, потому что... и привели бы тысячу причин, почему такое просто невозможно. Если сегодня их спросить, может ли в нашем регионе начаться война, они скажут, что это просто немыслимо, потому что... просто немыслимо. Это как если бы какая-то лодка рассуждала о свойствах водопада и возмущалась тем, почему он несет ее на камни.

Кризис доверия

В связи с аннексии Крыма Россией по европейскому континенту прошел глубокий раскол, и Молдова попала прямо в его эпицентр. С одной стороны оказалась Россия, как «страна-агрессор», с другой — Европейский союз, США, Украина. Руководство Молдовы встало на сторону последней группы государств.

Никто не хочет войн, но они постоянно и повсеместно происходят. Меньше всего молдаванам хотелось бы, чтобы над их головами в ту и другую сторону летали самолеты и ракеты противостоящих группировок, но не надо забывать, что в 40 км от Кишинева находится Приднестровье, а 22 года назад там уже была война.

Сначала вице-премьер России Дмитрий Рогозин предупредил руководство Молдовы, что по пути в Европу молдавский поезд рискует потерять приднестровские вагоны. На днях лидер Партии коммунистов Владимир Воронин признал, что Молдова может окончательно потерять Приднестровье, если подпишет Соглашение об ассоциации с ЕС. А главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, который из первых рук знает, о чем думают в Кремле, сказал украинским журналистам, что Россия попытается проложить коридор от Крыма через Николаевскую и Одесскую области к Приднестровью, полагая, что в настоящее время этот отколовшийся от Молдовы регион находится в окружении враждебных государств.

В ответ лидеры правящей коалиции занялись поиском внутренних врагов и заявляют, что Молдова должна действовать еще более решительно, не колебаться, не останавливаться на полпути, а напротив, еще более последовательно двигаться в сторону ЕС.

Во время недавней встречи с президентом США Бараком Обамой в Вашингтоне премьер-министр Юрие Лянкэ назвал Молдову «верным другом» Америки. Как минимум, половина сограждан молдавского премьера вряд ли с ним согласятся в условиях, когда США и Россия вступили в прямой конфликт из-за Украины, в пакете с которой идет и Молдова.

Власти Молдовы, вместо того, чтобы притормозить, взять паузу, оглядеться, и подумать, что делать дальше, открыто встали на одну сторону баррикады в геополитической войне Запада с Россией, в противостоянии Приднестровью, и в конфликте с половиной собственно молдавского общества на правом берегу Днестра.

Своими действиями власти усугубляют самый глубокий кризис, который никогда не прекращался на протяжении всех лет молдавской независимости — кризис доверия. Вместо того, чтобы примирять и сближать между собой разные слои общества, власти с маниакальным упорством усугубляют раскол.

Попор, вор и триколор

Во время войны 1992 года дети тогдашних руководителей Молдовы, провозглашавших пламенные патриотические речи в парламенте, учились в западных дипломатических школах и работали в молдавских посольствах за рубежом. На Днестре гибли дети простых крестьян. Сегодня мы тоже слышим много слов о патриотизме. Но хотелось бы увидеть и реальные дела. Одним из них могло бы стать формирование элитного подразделения для вооруженной защиты курса на евроинтеграцию от внутренних и внешних врагов. В такое подразделение должны войти Плахотнюк, Филат, Лянкэ, Корман, Канду, Хадыркэ, Палихович, Дрэгуцану, Речан, Карпов, Герман и, конечно, папа Дана Балана. Было бы правильно, если бы все эти бойцы отозвали из-за границы своих детей призывного возраста и тоже записали их в свой батальон. Если руководители Молдовы в 1992 году не сделали этого, то хотя бы нынешние пусть сделают. Одно дело жить на европейских виллах и учиться в элитных университетах на украденные у народа деньги, и совсем другое — взять в руки автомат и пойти защищать родину вместе со своими папами и мамами из альянса.

Давно замечено: чем больше вор — тем круче у него триколор. Лидеры альянса слишком напоминают синтетических киборгов, в которые, как в машину для караоке, заложен диск с «проевропейскими» песнями, но очень уж фальшиво звучит эта фонограмма.

Политический лидер, который хочет, чтобы ему доверяли молдаване, прежде всего, должен сам доверять молдаванам. Для начала хотя бы тем, кто находится рядом с ним, а далее везде. Общеизвестно, что лидеров альянса, мягко говоря, не любит даже их ближайшее окружение, не говоря уже о широких народных массах. Когда люди чувствуют фальшь, наигранность, стремление манипулировать ими, использовать их – доверия нет и не будет.

Ирония ситуации заключается в том, что хотя руководители Молдовы осуждают «вооруженную агрессию» России против Украины, в глубине души они просто завидуют президенту Владимиру Путину. Они отлично знают, что если бы в Молдове проходили прямые выборы президента, и в них участвовал бы Путин, он взял бы в первом же туре 70 процентов голосов. Молдавским политикам на молдавских выборах никогда не получить столько голосов, сколько на них получил бы российский политик Путин.

Мечта всех молдавских политиков — обзавестись фотографией с Путиным, чтобы показывать ее избирателям на выборах. Ни один из тех, у кого есть такие фото — Лучинский, Воронин, Гречаная, Филат, Лянкэ — не удержались от того, чтобы не опубликовать их. Потому что они точно знают: фото с Путиным — это прямой трансферт популярности среди своих же молдаван. Ради этого они готовы носить часы, как Путин, и половиной состава правительства ждать аудиенции у него в Сочи. Они и с Медведевым готовы встречаться в сочинском буфете, только чтобы люди не думали, что Россия их совсем уж не воспринимает.

Перечитайте «Миорицу», посмотрите еще раз «Заяц над бездной» и послушайте снова «Планету Молдова», чтобы понять, почему они так себя ведут.

Команда смерти

Молдавское общество можно отнести к органическому типу, в котором широко развиты неформальные родоплеменные связи, подчинение авторитету, готовность пожертвовать своей индивидуальностью, свободой, инициативой ради стабильного существования в коллективе под руководством авторитетного лидера.

В этом смысле русские гораздо ближе молдаванам, чем западники. Молдаване хотели бы иметь сильного лидера, который установил бы справедливый порядок, но в этом им ужасно не везет, как и украинцам, как и румынам. Вместо того, чтобы наши народы занимались конкретными делами по самосохранению и развитию, их убеждают в том, что возможность раз в четыре года выбрать из дюжины жуликов и воров одного — это и есть смысл жизни свободного индивидуума в цивилизованном обществе.

Попытка за несколько лет изменить то, что складывалось веками, наложить на тот тип культуры, что преобладает у нас, либерально-демократическую предпринимательскую культуру Запада, разрушают народ.

Территория современной Молдовы веками входила в разные империи, и люди привыкли, что какая-то внешняя власть постоянно влияет на их жизнь, как-то решает их вопросы. Независимость принесла с собой хаос, распад, деградацию, десоциализацию. Отсюда обращение властей к ЕС как к очередной внешней структуре, которая снова сделает молдаван счастливыми, желательно, без каких-либо усилий с их стороны. Но в таком поведении содержится ловушка. В ЕС Молдову никогда не примут, но зато по ходу мнимого движения к нему она рискует окончательно потерять Приднестровье, довести до окончательного раскола само молдавское общество, превратить нынешние отношения с Россией из просто холодных во враждебные.

Молдаване не хотят войны и раскола, в которые их втягивает нынешняя власть. Они хотят мира, спокойствия, согласия, разумного и справедливого порядка. Они хотят просто нормально жить и работать. Правящий альянс не может обеспечить такую жизнь, не может дать людям работу, потому что по сути своей он — команда смерти. Эта команда боится народных референдумов, потому что они наглядно демонстрируют, насколько вся эта власть далека от народа, насколько неадекватны ее попытки выступать от имени всего общества.

Эта команда психует, потому что под угрозой оказалась запланированная ею сделка века — соглашение по продаже молдавского суверенитета. Угрозу такой сделке несут предстоящие выборы, которые и станут референдумом о доверии этой власти.

Но просто так они не сдадутся. Если они будут отрицать, что на каких-то полигонах, в каких-то лесах сегодня проходят боевую подготовку те, кто завтра может устроить в Молдове свой Майдан, кто же им поверит?

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

Используете ли вы искусственный интеллект в своей работе/учебе?