X 
Выборы в Молдове новостей: 5245
Акция протеста новостей: 1704
Землетрясения новостей: 502

“Сегодня бы Молдову не взяли в Совет Европы”

17 июл. 2015, 11:43   Политика
10336 11

Фото: noi.md

Ксения Флоря

20 лет назад Республика Молдова стала членом Совета Европы. Но официальный Кишинев как бы не заметил этой даты. Никакого праздничного размаха по случаю 20-летия присоединения к одной из самых старейших и влиятельных международных организаций на европейском континенте.

Впрочем, праздновать властям особо и нечего. В отличие от Брюсселя, в Страсбурге не считают Молдову историей успеха. О чем прямым текстом и было сказано в октябре 2013 года, когда, несмотря на все старания официального Кишинева, Парламентская ассамблея Совета Европы предъявила молдавским властям 33 пункта обвинений и отказалась перевестиРМ на этап пост-мониторинга.

“Молдова – это что-то особенное”

Республика Молдова вступила в Совет Европы 13 июля 1995 года - первой из постсоветских государств. И стала 36 страной-членом (сегодня в СЕ 47 государств).

Как вспоминал экс-президент Петр Лучинский, “нас очень тепло приняли, делегацию приветствовали стоя. Я помню слезы на глазах у наших людей - мы давно не испытывали такой гордости. Мы были воодушевлены тем, что сделали столь серьезный шаг к признанию европейских норм демократии. Нас искренне все поздравляли. И действительно, мы выдержали трудный экзамен - все старались понять, кто мы такие? А мы доказали, что Молдова - часть единой Европы”.

Но эйфория длилась недолго. После присоединения любого государства к Совету Европы, один из ее главных органов - Парламентская ассамблея, следит за тем, как новичок выполняет взятые на себя обязательства. Этим занимается Комиссия по мониторингу. На сегодняшний день под наблюдением СЕ, кроме Молдовы, находятся Азербайджан, Албания, Армения, Босния и Герцеговина, Грузия, Россия, Сербия и Украина. Еще пять государств переведены на этап пост-мониторинга.

Республика Молдова находится под мониторингом СЕ с 1997 года, и это самый длительный срок в истории контроля Совета Европы. В конце 90-х годов РМ была в шаге от отмены процедуры контроля. Однако кризис 1999-2000 гг., когда Петр Лучинский, разругавшись с парламентом, решил изменить Конституцию и расширить полномочия президента, привел к тому, что Молдову вместо отмены мониторинга внесли в список проблемных стран.

О переходе к постмониторинговому периоду на протяжении всего своего мандата активно хлопотали и коммунисты. Во время их нахождения у власти Совет Европы гораздо активнее, чем сейчас, участвовал во внутренней жизни РМ. Иногда фактически выкручивая руки официальному Кишиневу.

Содокладчик Совета Европы по Молдове Жозетт Дюрье была “злым гением” молдавских властей. “Еще не “отлично”, но уже значительно лучше”, - менторским тоном заявила она в один из своих приездов. А прилетев в Кишинев в другой раз, сказала, что “Молдова – это что-то особенное в Европе, так как у власти - Партия коммунистов”.

С коммунистического руководства у Совета Европы всегда был спрос больше, что вызывало раздражение у официального Кишинева. “Парламент избирают в Молдове, а не в Страсбурге. В конце концов, мы должны уважать себя”, - в сердцах бросил в июне 2002 года вице-спикер Вадим Мишин, когда лидер одноименного альянса Дмитрий Брагиш предложил исключить изпарламентской повестки несколько законопроектов и отправить их на экспертизу в Страсбург.

А президент Владимир Воронин, комментируя требование ПАСЕ преобразовать госкомпанию “Телерадио-Молдова” в общественное телевидение и радио, в том же 2002-ом заявил, что руководство республики не может “постоянно выслушивать тех, кто находится далеко от Молдовы и не знает чаяний ее народа”.

2002 год вообще складывался для официального Кишинева драматично. Массовые протесты оппозиции во главе с Юрием Рошкой, выступавшей против “русификации” Молдовы (введения курса “История Молдовы” вместо “История румын” и изучения русского языка с 1 класса в школах с преподаванием на госязыке). Палаточный городок в центре Кишинева, блокировавший движение транспорта. Лозунги “Коммунистов на свалку!”, "Отставка правительства!”, “Новые выборы!”. Таинственное исчезновение заместителя Рошки по партии Влада Кубрякова, который очень быстро нашелся после того, как дело было сделано. И взрыв у офиса газеты“Коммунист”, в результате которого травму головы получил находившийся вздании 70-летний сторож.

Как итог – ПАСЕ резко осудила официальный Кишинев. И в добровольно-принудительном порядке порекомендовала ему зарегистрировать Митрополию Бессарабии, представить СЕ на юридическую экспертизу новые уголовный и административный кодексы, предоставить государственной компании “Телерадио-Молдова” статус общественной организации, обеспечить независимость судебной власти, объявить мораторий на действия, касающиеся изучения истории и языка.

Для регистрации Митрополии Бессарабии и придания статуса общественного государственному телевидению и радио, несмотря на рекомендательный характер резолюций ПАСЕ, был установлен конкретный срок - 31 июля 2002 года.

И официальный Кишинев сдался. В том числе из-за того, что прибывший с визитом сопредседатель группы по сотрудничеству Республика Молдова – Европейский союз Жан Маринус Виерсма дал понять, что молдавские власти рискуют перспективами европейской интеграции РМ в случае пренебрежения резолюцией ПАСЕ.

Под колпаком Совета Европы

В 2005 году, когда в Кишинев по случаю 10-летия присоединения Республики Молдова к Совету Европы прилетел генсек СЕ Тэрри Дэвис, Владимир Воронин пообещал, что Молдова выполнит все взятые на себя на период вступления обязательства, и конкретизировал сроки.

В следующий раз такое же обещание президент Воронин дал в 2009 году, наградив Тэрри Дэвиса Орденом Почета “за содействие в построении правового государства в Молдове и поддержку в реформировании судебной системы страны”.

Ликвидировать все хвосты по обязательствам официальный Кишинев грозился и после прихода к власти Альянса за евроинтеграцию. Всего при вступлении в Совет Европы Республика Молдова взяла на себя 19 обязательств.

С 1994 года все принимаемые государства-члены обязаны в годичный срок ратифицировать Европейскую конвенцию о правах человека и протоколы к ней. Особенно протокол № 6 об отмене смертной казни. Новички также должны безотлагательно подписать и ратифицировать Европейскую конвенцию по предупреждению пыток и Европейскую социальную хартию.

С ратификацией основополагающих документов СЕ у Кишинева особых проблем не возникло. А вот реализация других обязательств заметно хромала. Особенно соблюдение демократических принципов, прав человека, свободы выражений, условий содержания в пенитенциарных учреждениях, а также проведение реформы судебной системы и прокуратуры.

Тем не менее, либерально-демократические власти Молдовы, считая, что их "про-европейскость” – это уже более чем убедительный довод, настойчиво добивались отмены процедуры мониторинга и доказывали, что механизм контроля уже исчерпан.

Выступая в сентябре 2012 года в Страсбурге на конференции глав парламентов стран Совета Европы, Мариан Лупу, отметив, что РМ отвечает всем демократическим требованиям, заявил, что “молдаване являются европейцами — и это более глубокая причина, чем обретение благосостояния, по которой Кишинев просит вывести Молдову из-под контроля Совета Европы”.

Но, несмотря на активную закулисную работу молдавских властей, евродепутаты не прониклись. В октябре 2013 года после презентации в ПАСЕ доклада о выполнении обязательств, взятых на себя РМ, Парламентская Ассамблея постановила, что Республика Молдова останется под мониторингом. А на постмониторинговый период перейдет только тогда, когда продемонстрирует реальный прогресс в реформах.

Доклад и проект резолюции по Молдове были выдержаны в весьма критических тонах. Авторами документа выступили содокладчики ПАСЕ по Молдове — норвежка Лиз Кристофферсен и польский депутат Петр Вах. Они констатировали, что и спустя 18 лет после присоединения к Совету Европы РМ сталкивается с проблемами в области демократии, прав человека и верховенства закона, а также остается “самой бедной страной Европы”.

Всего документ содержал 33 претензии-рекомендации к официальному Кишиневу. Сегодня их наверняка было бы гораздо больше.

Как написал на днях в социальных сетях бывший постоянный представитель РМ при Совете Европы Алексей Тулбуре, “я был приглашен на Радио -Молдова поговорить о 20-летии присоединения Республики Молдова к Совету Европы. И в какой-то момент осознал, что если бы Молдова попыталась сегодня присоединиться к этому международному форуму, она вряд ли бы получила одобрение. Захваченное государство, в котором не существует правосудия, а права человека попираются. В 1995 году мы гораздо больше соответствовали требованиям Совета Европы”.

Молдова в СЕ

За свое участие в Совете Европы Молдова ежегодно платит членские взносы.В 2015 году это € 343.888,92.

Основными органами СЕ являются Комитет министров, Парламентская ассамблея, Европейский суд по правам человека. Консультативными - Конгресс местных и региональных властей, Венецианская комиссия.

Комитет министров - это руководящий и директивный орган Совета Европы. В нем представлены министры иностранных дел стран-членов и их постоянные дипломатические представители в Страсбурге. Председательство в КМ происходит по ротационному принципу в порядке английского алфавита и меняется каждые 6 месяцев. Республика Молдова руководила Комитетом министров с мая по ноябрь 2003 года.

В Парламентской ассамблее Совета Европы РМ представлена делегацией из 5 основных представителей и 5 “запасных” депутатов. Сессии ПАСЕ, как правило, длятся неделю и проходят четыре раза в год. Суточные и командировочные национальным делегатам оплачивают парламенты стран, которые они представляют. Поэтому оплата депутатского труда в ПАСЕ значительно разнится.

Несколько лет назад молдавские делегаты получали порядка 60 евро в сутки, сейчас - где-то 120 евро. Плюс им оплачивается проживание в гостинице. По словам бывшего члена национальной делегации в ПАСЕ Григория Петренко, молдавские парламентарии, приезжая в Страсбург, долгое время останавливались в 4-звездочном отеле, проживание в котором обходилось в 100 евро в сутки. Но когда руководителем молдавской делегации стала депутат от ЛП Анна Гуцу, прежний отель ей чем-то не понравился. И она настояла на том, чтобы национальная делегация селилась в Хилтоне за 150 евро в сутки.

Г-жа Гуцу за время исполнения своего депутатского мандата вообще прославилась повышенными запросами. Летом 2013 года она, например, назвала “позором” зарплаты депутатов и требовала оклада, “как в Европе”.

“Особые” отношения у Республики Молдова складываются и с другим институциональным подразделением Совета Европы – Европейским судом по правам человека. В 2014 году молдавскими гражданами были поданы в ЕСПЧ и приняты к рассмотрению 1105 обращений. В прошлом году суд в Страсбурге вынес 24 решения против Молдовы. В 21 случае ЕСПЧ установил нарушения и обязал РМ выплатить компенсации пострадавшей стороне.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

Как вы считаете: Установление приоритета законов и других документов ЕС над внутренним законодательством Молдовы касается вопроса о суверенном и независимом характере молдавского государства?