X 
Выборы в Молдове новостей: 5189
Акция протеста новостей: 1698
Землетрясения новостей: 501

401-й сравнительно честный способ отъёма денег

9 фев. 2016, 16:00   Бизнес
10603 2

401-й сравнительно честный способ отъёма денег
Фото: jurnal.md

Ангелина Таран

Бизнес может потерять миллионы леев, если в законопроект будет добавлено всего лишь одно слово. В нашей стране многое из того, что незаконно, делается «под шумок», т.е. вроде бы правильно поднимается вопрос об одной проблеме, а заодно протаскивается еще что-то, не совсем корректное. Например, недавно почетный председатель ДПМ Думитру Дьяков потребовал рассмотреть в парламенте деятельность организаций по микрокредитованию в связи с тем, что пробелы в законодательстве позволяют им обкрадывать граждан .

Ситуация должна быть исправлена

Действительно, Национальная комиссия по финансовому рынку (НКФР), которая, по закону, осуществляет мониторинг организаций микрофинансирования, упустила из виду то, что их клиенты оказались незащищенными. Хотя к основным задачам Нацкомиссии относится «предупреждение манипулирования на небанковском финансовом рынке».

Первоначально, благодаря появлению Закона о микрофинансовых организациях, принятому в 2004 г., планировалось расширить доступ населения, индивидуальных предпринимателей, малых и средних предприятий к финансовым источникам. Однако в последнее время всё чаще стали встречаться случаи, когда человек подписывает договор, не зная об эффективной (полной) ставке кредитования, которая оказывается просто грабительской (иногда 2% в день). Поэтому отношения между этими организациями и потребителями их услуг требуют четкого регламентирования, чтобы защитить вторую сторону.

Данной темой вплотную занялись депутаты парламента. В частности, Штефан Крянгэ, будучи еще в составе фракции ЛДПМ, предложил проект постановления парламента «По докладу о деятельности Национальной комиссии по финансовому рынку и функционировании небанковского финансового рынка за 2014 г.». Парламент его принял 17 декабря (постановление вступило в силу со дня принятия) и поручил НКФР вместе с правительством в трехмесячный срок представить проекты законодательных актов, которые касаются регламентирования надзора за деятельностью организаций по микрофинансированию и лизингу.

До 1 июля 2016 г. нужно представить парламенту проект Стратегии развития небанковского финансового рынка на 2016-2020 гг. и План действий по ее внедрению. А также сделать предложения по изменению законодательства для стимулирования развития всех сегментов небанковского финансового рынка, и в частности рынка капитала, и для обеспечения альтернативных источников финансирования хозяйствующих субъектов.

«За компанию…»

Выполняя решение парламента, Нацкомиссия разработала проект Закона о небанковских кредитных организациях, со вступлением которого в силу должен быть аннулирован Закон о микрофинансовых организациях. В принципе, очень хорошо, что в НКФР так быстро подготовили законопроект, потому что граждан нужно защитить от мошенничества, которое процветает в организациях, предлагающих быстрые кредиты без залога.

На прошлой неделе Нацкомиссия представила свой законопроект бизнесу, пригласив на встречу организации по микрокредитованию и лизинговые компании. Представители последних вообще не поняли, зачем их зовут, т.к. лизинговые компании не относятся к небанковскому финансовому рынку. К тому же в основные понятия этого проекта закона лизинг не включен.

Целью нового закона названы обеспечение финансовой стабильности и развитие небанковского финансового сектора, предупреждение чрезмерных рисков в системе, повышение доступа к финансовым ресурсам физических и юридических лиц. Однако лизинговые компании в этом не участвуют, т.к. не предоставляют кредитов и вообще никому денег в долг не дают.

Интересно, что в статье, где перечисляются виды деятельности организаций небанковского кредитования, назван и финансовый лизинг наряду с предоставлением кредитов, включая микрокредиты и ипотечные. Может быть, финансовые организации и будут оказывать услуги по лизингу, но компании, которые занимаются только лизингом, не могут предоставлять кредиты – это не их сфера бизнеса.

Две большие разницы

Уточним, что такое лизинг? «Leasing» в переводе с английского означает «аренда». Цитата из учебника по лизингу: «Экономическое содержание лизинга состоит из комплекса организационно-экономических отношений, связанных с передачей лизингополучателю в пользование имущества – техники, оборудования, машин, приобретенных лизингодателем у производителя».

Различают финансовый лизинг и операционный. В первом случае это – финансовая аренда с правом выкупа, но далеко не микрокредитование. Во втором – это, по сути, длительный прокат, когда товар не собираются выкупать (в Молдове второго вида лизинга нет).

Почему в таком случае эта деятельность должна регламентироваться Законом о небанковских финансовых организациях? Для этого есть Закон о лизинге.

Также возникает вопрос – почему эту область бизнеса «за компанию» вовлекают в зону контроля вместе с небанковскими финансовыми организациями? В нашей стране и на Западе понятие «администрирование» сильно отличается. Если на Западе это просто надзор, чтобы не было каких-то проблем, то у нас предполагает лицензирование, отчетность и обязательно коррупционную составляющую, потому что зачастую для того и создается. Во всём мире лизинг не администрируют так, чтобы лизинговые компании за это еще и платили.

Цена вопроса – свыше 1 млн леев в год

Здесь начинается самое интересное. Согласно предлагаемым поправкам в Закон о Национальной комиссии по финансовому рынку, где, кстати, среди профессиональных участников небанковского финансового рынка нет лизинговых компаний, но, тем не менее, определена плата, которую они должны будут вносить – до 0,1% от среднегодового объема остатка зарегистрированного финансового лизинга.

Дело в том, что Нацкомиссия финансируется исключительно за счет таких сборов с участников рынка (ее бюджет по расходам на 2016 г. утвержден в сумме 20 млн 639,9 тыс. леев).

По информации НКФР, в 2015 г. объем продаж в сфере лизинга составил более 1 млрд леев. Плата в размере 0,1% от такой суммы составит свыше 1 млн леев. За что? Какую работу собирается выполнять Нацкомиссия по финансовому рынку за более чем 1 млн леев для лизинговых компаний?

В этом платеже есть еще немаловажный нюанс - лизинговый контракт обычно заключается не на один год, а на три. То есть с одного трехлетнего контракта надо будет заплатить в пользу НКФР три раза по 0,1%.

У крупных компаний годовой портфолио доходит до 10 млн евро, т.е., даже по скромным подсчетам, один такой оператор должен будет отдать более 200 тыс. леев в год. Практически на ровном месте.

Наши предприниматели так привыкли к тому, что их постоянно обкладывают какими-то поборами, что у некоторых из них запланированное нововведение даже не вызвало вопросов. Единственное, на что они среагировали, – почему так много? А почему вообще надо что-то дополнительно платить, кроме налогов? В Законе о лизинге об этом нет ни слова.

По мнению бизнесменов, кто-то хочет узурпировать часть финансового рынка, который к нему не должен относиться, чтобы собирать деньги. «У нас другие риски, нежели у кредитных организаций, мы ничего не берём в залог. Лизинговые компании предоставляют своё имущество в пользование с правом выкупа. Хочешь – выкупай, не хочешь – не выкупай. Просто под шумок, который возник вокруг мошенничества в связи с быстрым микрокредитованием, кто-то решил заодно поснимать деньги и с компаний, которые оказывают лизинговые услуги», - сказал руководитель одной из компаний.

Когда написан целый проект закона, в котором очень вскользь упомянут лизинг, большинство депутатов не будет вникать в детали и проголосует, потому что нужно решить проблему с микрокредитными организациями и защитить их клиентов. А эти мелочи другому бизнесу обойдутся в миллионы леев.

Кстати, о мелочах

Один такой пример законотворчества. Много лет назад на Экономическом совете при премьер-министре Василе Тарлеве обсуждался вопрос об освобождении оборудования и техники от уплаты НДС. Тот, кто зачитывал перечень сельхозтехники, дошел до катков. Он остановился и спросил: «Что это такое?». Кто-то сказал, что эта техника используется для футбольных полей. «И это надо освободить от НДС? Вычеркиваем», - сказал докладчик. Потом оказалось, что это приспособление действительно относится к сельхозтехнике. Но эти катки и спустя 10 лет по-прежнему исключены из списка освобождений.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

© Бизнес

Используете ли вы искусственный интеллект в своей работе/учебе?