X 
Выборы в Молдове новостей: 5192
Акция протеста новостей: 1699
Землетрясения новостей: 501

“Стотыщпятьсотый” раз народного недовольства

27 апр. 2016, 13:37   Общество
10212 4

“Стотыщпятьсотый” раз народного недовольства
Фото: noi.md

Ксения Флоря


Отгремел не слишком удачный для организаторов протестный “квартирник” Гражданской платформы “Достоинство и правда”. Через “считанные дни” свою антиправительственную акцию протеста собирается провести “Наша партия”: Ренато Усатый через соцсети уже призвал сторонников готовить вилы, грабли, лопаты и покрышки. А во второй половине мая масштабную акцию протеста против олигархов и унионистов планирует провести Партия социалистов.

В Молдове больше нет объединенной оппозиции, которая еще в январе до смерти напугала новых министров и депутатов из парламентского большинства, пытавшихся задворками сбежать из осажденного парламента.

Решение Конституционного суда от 4 марта о возврате к прямым выборам президента раскололо антиправительственные силы. И теперь все они сами по себе: будущим президентом хочет стать и лидер DA Андрей Нэстасе, и председатель ПСРМ Игорь Додон, и лидер “Нашей партии” Ренато Усатый... хотел, наверное. Но из-за возрастного ценза не может баллотироваться. Тем не менее, своего кандидата “Наша партия” готовит.

Оппозиция как бы выполнила свое обещание устроить властям горячую весну-2016: волна протестов набирает обороты. Но в свете новых политических реалий антиправительственные митинги теперь опять сепаратные, да и цели у их организаторов и участников разные. И это наглядно продемонстрировал воскресный митинг Платформы DA.

Лидерам протестного движения в рамках подготовки к президентским и (желательно) досрочным парламентским выборам, нужны мирные многотысячные шествия с плакатами и речёвками “Долой олигархический режим!”. А также традиционные митинги, где в “стотыщпятьсотый” раз прозвучит, что “Молдова – захваченное государство, а Плахотнюк скупил и распродает страну”.

Это необходимо для накручивания личных рейтингов оппозиционных лидеров и поддержания электората в надлежащей протестной кондиции. Смена власти в целях весенней протестной волны (в отличие от осенней) не значится.

Но большая часть протестующих, как показал воскресный митинг, настроена радикально. А это представляет определенную угрозу - прежде всего, для лидеров правой оппозиции. Либо их подвинут и перехватят инициативу т.н. стихийные лидеры. Либо власти воспользуются статьями Уголовного кодекса “Призывы к свержению или насильственному изменению конституционного строя Республики Молдова” и “Захват государственной власти”. Оба этих варианта могут поставить крест на электоральных целях руководителей протестного движения.

“Это не он силен, это мы слабы”


У молдавского протестного движения (и “весенняя волна” это еще раз подтвердила) три основные проблемы: 1) Оно рассредоточено по национальным и партийным квартирам, и не может перебороть свою нетерпимость к инакомыслию. 2) Непомерные амбиции лидеров. 3) Протесты ограничиваются криками “Долой!”. Лидеры оппозиции не представляют обществу конкретных проектов и программ: что заменит олигархический режим после его демонтажа.

Это позволяет властям лавировать, успешно погашая “очаги возгорания”. Стоило поманить лидеров оппозиции морковкой – объявить Конституционному суду о возвращении к прямым выборам президента, как хрупкая конструкция под названием “объединенная оппозиция” распалась, а ее руководители тут же переругались, обвиняя друг друга в сговоре с Плахотнюком.

Да, и Платформа DA, и ПСРМ боролись за возвращение к всенародным выборам президента. Но Конституционный суд, наделенный правом только толковать Конституцию, а не менять ее по своему усмотрению, нарушил действующее законодательство, когда объявил о незаконности конституционной реформы 2000 года. А оппозиция, вместо того, чтобы решительно выступить против допущенного нарушения, ринулась выдвигать своих кандидатов в будущие президенты. То есть, фактически стала соучастником.

“Они повелись на провокацию, не осознавая, что если ты ступаешь на скользкую дорожку беззакония и позволяешь ему осуществиться, то ты в таких условиях проиграешь. Потому что беззаконие будет только множиться, и потому что есть более сильные игроки, а ты уже показал свою слабость и подверженность манипуляциям”, - считает политический аналитик Алексей Тулбуре.

По его мнению, тактически активная оппозиция уже проиграла, потому что на выборах, организованных в результате нарушения Конституции, при общей подконтрольности Центризбиркома, прокуратуры и судов, “будущим президентом станет не представитель оппозиции, а человек Плахотнюка”.

Другой метод, который был успешно применен властями для погашения протестного движения - переключение внимания. Осенью 2015 года, когда в обществе накопилась критическая масса, протестная волна была на подъеме и лидеры оппозиции собирали в центре Кишинева 50-100 тысячные митинги, протестующие требовали деполитизации государственных институтов, отставки правительства, президента, председателя парламента, генерального прокурора, президента Национального банка, всеобщих выборов президента и т.д.

Большинство этих требований формально было выполнено. И рядовые члены протестного движения сейчас в недоумении: “олигархический режим” не только не ослабил свои позиции, а наоборот, укрепился. Участники антиправительственных акций протеста понимают, что их грубо развели и жаждут решительных действий. Попытки лидеров оппозиции сдержать протестную волну в мирном русле порождают закономерный негатив, и накопленное раздражение оборачивается уже не только против властей, но и против лидеров протестного движения.

“Понимаете, не столь силен Плахотнюк, сколько слабы мы – те, кто пытается ему сопротивляться, потому что позволяем ему манипулировать собой. У нас захваченное государство, подчиненное интересам олигархических кланов. А оппозиция слабая – не такая, как была в конце 90-х-начале нулевых. Мы деградировали все вместе: и власть, и оппозиция. И в итоге сложилась патовая ситуация – власть отвратительная, оппозиция слабая. Такой замес не ведет к трансформациям, только к позиционному противостоянию”, - заявил noi.md Алексей Тулбуре.

О “сытости” и западном факторе


Бывший “пассионарий” и лидер ХДНП Юрий Рошка считает, что кроме сравнительной слабости современную молдавскую оппозицию отличает и относительная “сытость” ее лидеров.

“У нас есть сытая власть, и есть сытая оппозиция. Во главе протестного движения сейчас стоят довольно состоятельные люди. И когда эти ребята бунтуют, появляется чувство, что они занимаются не делом, а самолюбованием. Для эффективности протестного движения нужно умение и желание, а не только стремление пропиариться и подготовить почву для президентских или досрочных парламентских выборов”, - считает политик.

Когда-то, в 2002 году, Юрий Рошка и его ХДНП взяли власть измором: с 9 января по 29 апреля 2002 года ХДНП провела митинги в режиме нон-стоп, развернула палаточный городок в центре Кишинева, где действительно кипела жизнь, а не стояли одинокие палатки, перегородила движение в центре города, и в итоге добилась удовлетворения своих требований.

Идти по такому пути нынешняя оппозиция не захотела: как заявил прошлой осенью, обращаясь к властям, лидер Платформы DA Андрей Нэстасе, “пусть не надеются, что мы до зимы будем сидеть в палатках и мерзнуть. Мы найдем способ заставить их сделать ход, фатальный ход”.

В палатках лидеры активной оппозиции действительно не сидели. А вот фатальный шаг, похоже, сделали сами организаторы протестного движения - когда в январе этого года, уже ворвавшись в здание парламента, дали задний ход, а потом попались в ловушку с всенародными выборами президента.

“Они всего лишь политики, эти лидеры, а не герои и даже не вожди. И они ориентируются на мнение посольства США: без отмашки оттуда ни Нэстасе, ни его коллеги рисковать не будут”, - написал в социальных сетях политолог Виктор Жосу, комментируя воскресный митинг Платформы DA.

За всю историю независимой Молдовы можно по пальцам пересчитать, когда власть уступала под давлением оппозиции. И практически во всех этих случаях присутствовал “фактор Запада”. Так было в 2002 году во время протестов ХДНП, так случилось и 7 апреля 2009 года.

С этой точки зрения, считает Юрий Рошка, у нынешней оппозиции гораздо более сложная задача, чем у оппозиции начала 2000-х: добиться кардинальных перемен в отсутствие внешних рычагов влияния и в условиях политического прикрытия власти со стороны западных кураторов.

“С 2009 года внешние партнеры Молдовы закрывают глаза на все беззакония Кишинева. Время от времени, конечно, звучит определенная символическая критика, которой радуются противники действующего режима. Но, по большому счету, еще ни одно фундаментальное антидемократическое решение официального Кишинева – будь то постановление правительства, позволившее украсть миллиард евро, или фактический захват Конституционного суда, не было осуждено или поставлено под сомнение западными партнерами”, - заявил Юрий Рошка.

Политолог Виктор Жосу не исключает, что политическому прикрытию Запада уже не долго осталось, и очень скоро действующий режим может его лишиться.

“Мне кажется (это всего лишь предположение), что теперь счёт пошёл на месяцы. Американцы потерпят его до президентских выборов, затем последует отмашка. Даже если им не удастся протащить свою протеже в президентское кресло (пока это представляется маловероятным), они надуют Майю Санду до объёма, позволяющего ей претендовать на большинство голосов правого электорального сегмента на парламентских выборах.

Надувная Майя как альтернатива Плахотнюка - такой вот американский вариант смены зла на добро, плохого на хорошую. Который лично меня никак не греет. И не потому что я имею что-то против американцев, просто я сторонник молдавского варианта такой смены. Левого такого варианта - в хорошем для нас смысле этого слова. И очень надеюсь, что реализуется именно он”, - написал Виктор Жосу на своей странице в соцсетях.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Используете ли вы искусственный интеллект в своей работе/учебе?