X 
Выборы в Молдове новостей: 5192
Акция протеста новостей: 1699
Землетрясения новостей: 501

Кто ответит за изуродованный Кишинёв?

17 июн. 2016, 08:27   Столица
12605 3

Кто ответит за изуродованный Кишинёв?
Фото: chisinau.md

Ангелина Таран

Нашумевшая история с обрушением котлована на ул. Мирон Костин вызвала много вопросов о безопасности близлежащих домов, о качестве строительства в Кишинёве и его бездумной застройке.


Об этом шел разговор с прессой двух экспертов – бывшего первого заместителя главного архитектора Кишинева Валерия Лупашку и бывшего директора союзного проектного института оборонной промышленности Александра Панова.

Почему обрушился котлован?

По словам Валерия Лупашку, в котловане на ул. Мирон Костин были установлены металлические шпунты на достаточно большом расстоянии друг от друга (ограждение должно было быть сплошным), и они, естественно, повалились, как стояли. Но самое главное в данном случае – угол откоса котлована, примыкавшего к банку, составлял 80-90 градусов, и водные потоки спокойно затекали под фундамент этого здания. А поскольку период мая-июня обычно дождливый в Молдове, должны были быть предусмотрены очень серьезные системы эвакуации водных потоков, чего не было сделано.

В данном случае нельзя винить только проектную организацию, тут надо винить и строителей, т.к. несоблюдение технологии привело к обрушению. И это – не единичный случай. Практикуется невыполнение комплекта проектной документации. Есть так называемая стадийность представления проектной документации для получения авторизации на строительство. По имеющимся данным, проектная документация была представлена не в полном объеме для строительства данного объекта. Есть целый комплекс проблем, который привел к тому, что произошло. Где-то халатность, злоупотребление, не информированность, непрофессионализм вкупе дали такой негативный результат.

Александр Панов считает, что обрушение котлована на ул. Мирон Костин – следствие нынешнего состояния градостроительства. Подобные происшествия в процессе строительства (последний случай – уже третий по счету) связаны с тем, что город потерял централизованное управление градостроительством. Безнадежно устарел утвержденный Генеральный план развития Кишинева (1989 г., был дополнен в 2007 г.). Следовательно, при новом строительстве не соблюдаются ни территориальное планирование, ни градостроительное зонирование, т.е. город застраивается хаотично. Ведь на площадке, где произошло обрушение, не должно было вестись строительство, но оно ведется.

- Я считаю, что при первом же случае обвале грунта компетентные службы города должны были сделать соответствующие выводы, и все проекты, содержащие решения по устройству заглубленных гаражей, должны были подвергнуться дополнительной технической экспертизе. Если были приняты правильные проектные решения, то должен быть усилен контроль на стадии строительных работ. И ничего подобного не случилось бы. Однако отсутствие централизованного управления в градостроительстве, последовательности контрольных функций и привело к тому, что обвалы котлованов происходят системно, - констатировал Александр Панов.

Представитель Государственной строительной инспекции сообщил, что в настоящее время еще работает экспертная комиссия, и она пока не представила официального заключения. На основе того, что на месте было установлено, выдано предписание руководству строительного объекта (ООО D&D) и проектной организации – ООО Baucom Grup (учредитель и руководитель – Марчела Комерзан, предприятие было создано в январе 2015 г.) о том, чтобы ликвидировать опасный участок и представить проект по его усилению. Инспекция примет соответствующие меры на основе заключения экспертной комиссии. Около двух месяцев назад аналогичный случай произошел на ул. Михай Витязул. Руководитель строительства и инспектор технического надзора были оштрафованы, согласно ст. 177 Кодекса о правонарушениях, а проектант представил документы на аттестационную комиссию.

Почему на пустыре велось строительство?

- Еще предстоит разобраться, по какому праву там началось строительство жилого массива, – полагает архитектор Лупашку. - Достаточно долгое время этот пустырь существовал как резервная территория и предназначался для общественного пользования. Но неизвестно как он был функционально переориентирован, и на нем началось строительство многоэтажного жилого дома. Муниципальные власти должны разъяснить, на каком основании было изменено назначение этой территории и передано для жилищного строительства. Этим вопросом должны задаться и компетентные органы.

Ведь этот пустырь должен был стать продолжением пешеходного бульвара со сквером, который является жемчужиной Рышкановки, где есть и зеленые насаждения, и скульптурные композиции и фонтаны. Архитекторами задумывалось, что бульвар через подземный переход перейдет на другую сторону улицы и получит свое завершение на этом пустыре в какой-то скульптурной композиции, фонтанах, т.е. в малых архитектурных формах. Пустырь был зарезервирован для этих целей. Однако муниципальная земля, принадлежащая каждому горожанину, отдана в частные руки.

Почему было выдано разрешение на строительство?

На этот вопрос NOI.md Валерий Лупашку с сожалением ответил:

- У нас градостроительные нормы нарушаются сплошь и рядом, будто бы закон не писан. В частном секторе строятся высотные дома. Центральная площадь на Рышкановке, где стоит Дворец профсоюзов, где были фонтаны, большое свободное пространство, сегодня хаотично застраивается какими-то сооружениями без всякой ансамбливости и повода. Эти вопросы не обсуждались на уровне Генплана.

Вот что значит авторитарное отношение к столице со стороны работников примэрии, которые поступали и поступают таким образом, выдавая разрешение на строительство этих объектов. Кроме того, застройка любых муниципальных территорий должна обсуждаться в СМИ, профессиональных союзах и с населением. Вы слышали о консультациях с населением по решениям о передаче муниципальной земли? Вот так практикуется изымание у города земель и безответственное отношение к Кишиневу.

Чтобы такие вещи не происходили, есть законы, но они почему-то не работают. Те, от кого это зависит, или побаиваются или делают вид, что не видят, потому что им это экономически выгодно. Но сколько можно не видеть этих проблем? Они приводят не только к градостроительным ошибкам, но и могут привести к более серьезным вещам, которые касаются функционирования жизни и самой жизни граждан.

На Рышкановке опасно строить?

В последнее время появилось много разговоров о том, что на Рышкановке опасно строить и якобы жители этого микрорайона подвергаются опасности из-за того, что под этой территорией находятся выработанные шахты, где добывали котелец.

Александр Панов участвовал в разработке проектной документации по размещению в выработках известняковых шахт в этом районе резервных производств для особого периода завода «Мезон», т.к. был автором строительства этого предприятия. Под ним, на глубине 100-115 м, выполнен проект обустройства производства микроэлектроники.

- Эти выработки абсолютно безопасны для всех строений, которые находятся на дневной поверхности этого района Кишинева. Шахты ничем не угрожают. Больше угроз несет некачественное, некомпетентное строительство. Шахты выполнены по всем правилам проходки, в них есть так называемые целяки – колонны сечением 3 кв. м при ширине выработки в среднем 6 м. Это все надежно удерживает породу. Высота шахт – 4-5,5 м. Еще в 1980-х годах были сделаны серьезные исследования этих шахт, и установлено, что они ничем не угрожают жителям Рышкановки, - сообщил г-н Панов.

Вода из шахт

По словам Валерия Лупашку, в шахте есть подземные грунтовые и сточные воды. Они скапливаются и могут несколько ослабить эту структуру. Воду целесообразно откачивать. В свое время это делали круглосуточно. В первую очередь мы сохраняли подземную инфраструктуру, это богатство. Мы нерачительно относимся к подземной урбанистике, которая у нас есть. Эти подземные пространства могут стать притяжением для туристов, а также решить и многие другие вопросы. К примеру, хорошо используются Криковские подвалы, которые будут предложены в список мирового наследия «ЮНЕСКО».

Если бы наша инженерная и градостроительная мысль окунулась и в подземную урбанистику, то здесь мы могли бы найти какие-то рачительные вещи. Водой из шахт можно летом, в жару, когда пыльно, поливать улицы. Эта вода очень чистая, ведь фильтром для нее служит великолепный материал – ракушечник.

Это подтвердил и Александр Панов: вода не заражена никакими биологическими веществами, но это высокоминерализованная сульфатная вода с концентрацией сульфитов в те времена до 340-350 мг/л. В норме должно быть в десять раз меньше. Это – техническая вода и может быть после деминерализации использована для заполнения систем ТЭЦ, чтобы по системе отопления прокачивали не питьевую воду. Она может быть использована и для орошения, и для других технических нужд.

Это и туристический объект

Подземные выработки представляют собой прекрасное пространство, там чисто, свежий воздух, постоянная температура, поэтому там было решено разместить чистые производства. В Австрии, в г. Грац, подобные шахты используют как туристический объект, где курсирует экскурсионный мини-поезд на рельсах. Также там находится музей современного искусства. То есть можно найти применение этим пространствам.

Г-н Лупашку напомнил об одесских катакомбах, которые сродни нашим шахтам (там даже подземные воды есть), где устраиваются пешие экскурсии. Эти галереи можно использовать и как транспортные артерии, и как достопримечательности города. Если не на транспорте, то пешая прогулка доставит большое удовольствие и гостям Кишинева и ее жителям. Кроме того, в подземелье великолепно выращиваются грибы. Это может быть и как фабрика, и как хранилище, как Криковские подвалы. То есть функций у шахт может быть много, главное – желание что-то делать.

Когда речь идет о серьезных проектах, идеях и расчетах, можно обратиться к международным организациям, донорам, которые оценят целесообразность и интересность такого направления. Если использовать все ресурсы, то у нас может получиться и достаточно рациональное использование подземелий. Но мы к ним относимся так же халатно, как и к дневной поверхности столицы.

Извращенная точечная застройка

Жители Кишинева уже устали воевать за место под солнцем во дворах многоэтажных домов со строительными компаниями, желающими уплотнить застройку, построив на детской площадке еще один дом или офис. Нередко и в жилом квартале, где предусмотрена индивидуальная жилая застройка, появляется девяти- или даже двенадцати-шестнадцатиэтажное здание.

- Это происходит потому, что муниципальные власти не соблюдают зонирования. Точечная застройка характерна для многих исторических городов, но каждый случай такого строительства должно предварять обсуждение. Точечная застройка должна быть функциональна, продумана и быть в соответствии с существующей зоной. Объект на ул. Мирон Костин тоже можно отнести к точечным застройкам. Но он нарушил и градостроительную ситуацию, и вызывают вопросы методы ведения строительных работ.

Мы уничтожаем городское пространство, равнодушно наблюдая, как его отдают, приватизируют, а оно, по сути, принадлежит кишиневцам. На каком основании это делается? Совершается большое преступление как на градостроительном уровне, так и на юридическом, т.к. на долгие годы будет уничтожено городское пространство, о котором мечтали и которое создавали архитекторы, инженеры и градостроители, стремившиеся на протяжении веков и в последнее время - десятилетий превратить наш город в белый цветок из камня, - говорит Валерий Лупашку.

- Когда нет утвержденного Генплана Кишинева, утвержденных планов районов города, утвержденного градостроительного зонирования, появляется извращенное понятие точечной застройки. Если проектируется квартал, то утверждается его генплан в составе всех зданий, скверов, проездов и т.д., которые в него входят. И после этого там не должно быть никакой точечной застройки.

Этот термин используется, когда на какой-то отдельной территории сооружается уникальное единичное здание, а не потому что его втыкают вопреки утвержденным планам внутри жилого квартала или в какое-то другое место, где его не должно быть. Пример точечной застройки – здание в форме яйца в Лондоне. А у нас поглотили скверы, уничтожили все городские парки и при этом рассказывают о точечной застройке. Все решения по застройке – индивидуальные, волюнтаристские, принимаемые в угоду кому-то и для кого-то.

То, что в Кишиневе называют точечной застройкой, - результат абсолютной тотальной безответственности нынешних городских властей. И они должны понести наказание за то, что угробили и изуродовали Кишинев, - делает вывод Александр Панов.

0
0
0
0
0

Добавить комментарий

500

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Используете ли вы искусственный интеллект в своей работе/учебе?